Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Экологическая страница » Машков К. Организм по имени Ижевск

Экологическая страница

Машков К.

Организм по имени Ижевск


Машков К. Организм по имени Ижевск / Кирилл Машков // Ижевск экспресс. – 2001. – 25 мая. – С. 5.


Очень часто при обсуждении состояния окружающей среды можно услышать фразы: "плохая экология", "хорошая экология", которые, в общем-то, режут слух специалистов. Экология не может быть ни хорошей, ни плохой, потому что это – биологическая наука, изучающая связи и взаимодействия разных видов организмов с окружающей средой. Экологи изучают, к примеру, влияние климатических условий на численность белок, возрастную структуру популяции летучих мышей в каком-либо районе и т.д. – то есть занимаются биологическими вопросами.

Человек тоже существо биологическое, живое, значит, и для него будут справедливы законы и выводы биологической экологии. На первый взгляд, это действительно так, но не нужно забывать, что животные существуют в естественной среде, приспосабливаясь к ней, изменяя себя, а человек создает искусственную среду, практически не изменяясь при этом (в биологическом смысле). Окружающая среда стала для человека источником сырья, ресурсом для дальнейшего изменения естественных условий. Но зачастую деятельность человека создает экологические проблемы.

Как известно, каждый организм постоянно обменивается с окружающей его средой веществом и энергией - питается, дышит, поглощает и излучает тепло и т.п. В нормальном состоянии этот обмен сбалансирован, и организм успешно существует, изымая и отдавая в среду равные количества вещества и энергии. Если баланса нет, то организму становится все труднее и труднее добывать ресурсы для своего дальнейшего существования. Это состояние отсутствия равновесия можно назвать экологической проблемой.

ГОРОД - СУЩЕСТВО ЖИВОЕ
.

Попробуйте взглянуть на город как на живое существо. У него есть место обитания – его территория и окрестности, он дышит, вдыхая чистый воздух, приносимый ветрами с океанов и выдыхая его, загрязненный выбросами предприятий и транспорта. Он пьет воду реки, протекающей по его территории. Питается, поглощая тысячи тонн топлива и сырья и выбрасывая на свалки огромные массы отходов и мусора.

Его кварталы и заводы - мышцы и сердце, транспортные магистрали - кровеносная система, системы связи - нервы, а люди, живущие в городе, - его мозг.

15 февраля 2001 года вышло Постановление Правительства Удмуртской Республики о проведении с 15 апреля по 5 июня Дней защиты от экологической опасности. И если уж правительство выпустило такое постановление, стало быть, экологическая опасность в городе действительно существует. Теперь самое время разобраться, в чем эта опасность кроется и как от нее защититься.

В плане основных мероприятий дней защиты отмечены дни: земли, воды, здоровья, защиты детей, охраны окружающей среды, отказа и ограничения передвижения автотранспорта (целых два дня!). Организуются акции по благоустройству территории города, очистке малых рек, соблюдению экологической дисциплины на предприятиях, по контролю за выбросами вредных веществ, состоянием водоохранных и зеленых зон в Ижевске и т.д.

На первый взгляд, все абсолютно правильно и логично – вышеперечисленные мероприятия действительно необходимы для \«оздоровления экологической обстановки, наведения чистоты и порядка в городе, районе, на предприятии, в каждом доме\». Но приведут ли они к /«оздоровлению экологической обстановки в городе – это еще вопрос. Любой город – это сложнейшая система территорий, населения, промышленных, транспортных объектов, развивающихся одновременно, естественно \«прорастающих\» друг в друга. Если элементы системы – организма \«Город\» - нормально функционируют, как по отдельности, так и в целом, то и среда в городе будет благоприятной.

Чиновники путают причину со следствием. Можно ежегодно организовывать различные \«Дни защиты от...", но через год окружающая среда города вернется в прежнее удручающее состояние (почему вернется - выясним ниже). Самое опасное последствие подобных мероприятий - появление у людей видимости интенсивной деятельности руководящих органов по охране окружающей среды.

Почему не происходит улучшения экологической обстановки в городе (хотя городской комитет по охране окружающей среды работает исправно)? Рассмотрим причины по порядку.

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА

На протяжении всей своей истории Ижевск был городом-заводом, специализировавшимся на оборонной продукции. Расширение производства происходило в основном во время войн, когда о планировке города никто не думал. Возникла и разрослась центральная промышленная зона, окруженная жилыми массивами.

В послевоенные годы Ижевск стал вытягиваться на северо-восток, где возникла втора промзона. Между этими двумя гигантскими промышленными площадками расположились жилые кварталы с вкраплениями мелких предприятий. Ижевск достаточно компактен, скучен настолько, что жилые дома размещаются в пределах санитарно-защитных зон заводов. Для примера рассмотрим предприятие "Ижсталь". Установлено, что максимальное количество загрязняющих веществ осаждается на расстоянии в 20-40 высот трубы, из которой они выбрасываются. В городе преобладают западные ветра, высота дымовых труб завода - 50-100 метров, значит, наиболее загрязненным воздух будет в полутора-двух километрах восточное - в районе перекрестка улиц Удмуртской и Карла Либкнехта и микрорайона "Ю-2". Теперь вы можете взять план города и определить (пусть даже очень приблизительно) качество воздуха близ вашего дома, а заодно - место, где должно разместиться предприятие при правильной планировке города.

Практически не существует водоохранных зон рек - все они застроены (особенно напряженная ситуация в долине реки Карлутки). При высоком "давлении" человека на среду у нее нет возможности самовосстановления: для этого необходимо создать "экологический" каркас города - систему лесных массивов и водоемов, очищающих воздух и воду естественным путем. Полная перепланировка города с выносом из него крупных производств - вариант оптимальный, но совершенно нереальный (наиболее предпочтительным стал бы распад города на четыре-пять частей с населением 100-150 тысяч, которые разделялись бы лесопарковыми массивами). Жилые массивы должны соединяться магистралями друг с другом и единым "ядром" города, играющим роль административного, делового и культурного центра. Промышленная зона выносится далеко за пределы жилой зоны и не создает напряжения экологической ситуации. Как показал опыт западных стран, где города строились для людей, а не "производственных сил", такая планировка избавляет от многих проблем. Естественно, такое изменение требует колоссальных затрат и является задачей завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня. В самой далекой перспективе возможно слияние Ижевска, Воткинска и Сарапула в единую агломерацию, сочетающую жилые и промышленные зоны с элементами "экологического каркаса". А пока (если сравнивать фотографии) сегодняшний Ижевск очень напоминает город Питтсбург (США, штат Пенсильвания) начала XX века - его планировка и набор отраслей очень напоминают столицу Удмуртии. Как считают географы-экологи УдГУ, при такой планировке у Ижевска практически нет возможностей для развития путем размещения в городе новых производственных мощностей.

Кажется, что положение безвыходное. Но в последние годы администрация города сочетает в управлении интересы экономики и охраны окружающей среды. В начале 90-х годов проводились географо-экологические исследования территории Ижевска, к 1998 году создан новый генеральный план города. Сейчас заканчивается, оценка земель, создается кадастр земельных участков, содержащий данные об их расположении, насыщенности коммуникациями, экологическом состоянии. В перспективе создание градостроительного регламента - базы данных, в которой для каждого участка территории Ижевска будут четко определены формы возможного использования, создан механизм экономического регулирования землепользования через увеличение и снижение платы за землю. Конечно, новый план города далек от совершенства, но все же это лучше, чем ничего.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЕЙ? - ВОЗМОЖНО!

Деятельность человека можно рассматривать с двух сторон первая - экономическая, суть которой - в изъятии из природной среды ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей. Но природа не является бездонной кладовой и возникает потребность в охране окружающей среды с целью сохранения и возобновления природных ресурсов. Каждая территория обладает определенной способностью к самовосстановлению: поддерживается плодородие почв, протекают процессы самоочищения воздуха и вод от загрязняющих веществ. Эту способность можно назвать ресурсным потенциалом.

Существование страны, региона, отдельного города будет стабильным только в том случае, если экономическая деятельность будет сбалансирована природоохранной. Если этого нет, то можно говорить об экологической нерентабельности жизни, когда человек тратит больше, чем получает от природы. В истории человечества можно насчитать десяток-другой цивилизаций, исчезнувших по этой причине. У нас есть перед ними небольшое преимущество – мы владеем некоторыми знаниями о природе. Но владеть мало – нужно их применять.

Использовать эти знания и вообще охранять природу в нашей стране очень трудно. Все дело в абсурдном устройстве (с точки зрения природоохраны) системы государственной власти.

Правительство (исполнительная ветвь власти) контролирует экономическую деятельность, определяет использование ресурсов. Законодательные органы власти регулируют действия правительства, формируя законодательную базу экономики. Органы природоохраны также должны регулировать и контролировать экономическую деятельность правительства. Но комитеты по охране окружающей среды являются структурными подразделениями правительств, администраций и т.п. – контролеры входят в состав подконтрольного ведомства. Естественно, независимости и эффективной работы от таких контролеров ждать не приходится.

Государство в одном лице - лице правительства – через министерства и ведомства осуществляет одновременно использование ресурсов окружающей среды и контроль за охраной природы, само для себя определяет степень ответственности за нарушение экологических требований.

При существующем положении дел контроль и надзор не могут быть эффективными - значит, экономические потребности будут господствовать над требованиями сохранения ресурсного потенциала среды; экологический кризис закономерен, и преодолеть его, не изменив ничего в управлении городом, будет очень трудно.

Надеяться на законодательную власть не приходится – в Городскую думу очень любят выбирать руководителей крупных предприятий (и вообще - руководителей), которые устанавливают "правила игры" в своих интересах. Так что перед ближайшими выборами хорошо подумайте - только ли экономисты и директора должны держать "руль" государственной власти.

А пока помните, что вся экологическая опасность - в нас самих, и не мусорьте на улицах. Р.S. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. И не обязательно в Дни защиты от экологической опасности.