Библиотека им. В.М.Азина

Библиотека в настоящее время расформирована.
Данный сайт поддерживается в частном порядке
и не имеет отношения к библиотечной системе города.

Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Абрамов В. » С чего начинался "Иж"

Краеведческие заметки

Абрамов В.

С чего начинался "Иж"


Абрамов В. С чего начинался «Иж». - / В. Абрамов // Удмуртская правда. – 1980. – 9 янв.

Ижевск – родина отечественного мотоциклостроения. Жители нашей республики по праву гордятся этим.

Почему именно в Ижевске началось освоение первых в Советском Союзе мотоциклов? Кто стоял у истоков этого дела, кто был первым конструктором? На эти и другие вопросы отвечают публикуемые заметки.

Наверное, трудно найти в нашей стране человека, который бы не встречал мотоцикл с эмблемой «Иж».

Началось освоение первых мотоциклов в трудные для молодой Советской республики 20-е годы. Лучшие специалисты, конструкторы и энтузиасты в области мотодела решили создать в стране первые отечественные машины. Они по-разному, на многих заводах страны пытались претворить идею в жизнь. Но дальше выпуска опытных образцов дело не шло, серийное плановое производство не налаживалось.

В 1925 году бывший велосипедный завод «Дукс» в Москве выпустил мотоцикл «Союз», но пробные испытания не удались.

В 1928 году предполагалось наладить производство мотоциклов на ижевских заводах. Даже было построено шесть опытных машин конструкции «Иж» и составлен проект строительства завода.

Пробовал наладить производство мотоциклов трест «Тремас» в Ленинграде. Однако огромные трудности, недостаток средств производства, небольшой опыт затормозили это начинание.

Одновременно с Ленинградом идея мотоциклостроения привилась в Харькове, но результаты тоже были незначительными.

За пять лет работы на всех заводах страны было построено всего 70 мотоциклов, а затраты составили около пяти миллионов рублей.

Но каждая неудача еще больше заставляла энтузиастов думать и работать.

В 1930 году ленинградцы выпустили серию мотоциклов «Л-300», которые успешно выдержали пробег по маршруту Ленинград - Москва - Харьков - Киев - Псков - Ленинград.

Удмуртия в 1927 году командировала в Германию двух инженеров с целью ознакомления с заграничными марками мотоциклов. Одним из них был инженер Петр Владимирович Можаров.

22 июля 1928 года был организован мотопробег по маршруту Москва - Тула - Орел - Курск - Харьков - Изюм - Ростов - Армавир - Владикавказ - Тифлис. В пробеге участвовало 18 гонщиков на мотоциклах различных заграничных марок (американских, немецких, английских). Цель состояла в том, чтобы изучить лучшие иностранные модели, выбрать на основе опыта пробега лучшие, чтобы затем наладить производство этой дорожной техники у нас в стране.

В декабре 1928 года были изготовлены первые опытные образцы мотоциклов. А летом 1929 года мотоцикл «Иж-1», внушительный по весу (300 кг) и габаритам, разъезжал по улицам Ижевска.

Это была двухцилиндровая «машина с объемом цилиндра в 1200 кубических сантиметров. Она предназначалась для эксплуатации с пассажирским или грузовым прицепами. Запас мощности обеспечивал возможность движения по самым сложным дорогам.

Параллельно с таким мотоциклом была разработана конструкция «Иж-4» - легкий тип, двухтактный немецкий мотор.

Осенью 1929 года состоялся мотопробег по Маршруту Москва - Ленинград - Харьков - Москва. В нем приняли участие ижевские мотоциклы, а также иностранные машины с карданными передачами (у ижевских была цепная передача).

Четырехтысячекилометровый путь оказался удачным для ижевских мотоциклов, которые в труднейших условиях не уступили изделиям иностранных фирм.

В конце октября 1929 года Москве на Красной площади состоялась выставка мотоциклов. На ней присутствовал первый конструктор ижевских мотоциклов П. В. Можаров. Со всех сторон осаждали его иностранцы. Они никак не хотели верить, что оригинальной конструкции «Иж-1» был создан на одном из советских заводов да еще в такой рекордно короткий срок - за восемь месяцев.

Через три года, как свидетельствует протокол № 10 заседания президиума Центрального совета общества «Автодор», было принято решение об открытие опытного мотопроизводства в Ижевске.

Право на размещение такого производства, кроме Ижевска, прежде оспаривали и другие города. Членом Президиума ВСНХ СССР А. Н. Долгополовым были утверждены четыре эксперта, которые признали преимущество Ижевска перед ними. Во внимание принималось наличие кадров, сырья, а также некоторого опыта, накопленного первыми энтузиастами.

Заведующим производством назначили старого мастера-изобретателя Ивана Ивановича Берсенева.

Первый заказ на работу был получен от НАТИ (Научно-автотранспортный институт). Он поручил мастерской изготовить несколько малолитражных автомобилей марки «НАТИ-2». Выпуск этих автомобилей стал боевым экзаменом для рабочих мотоциклетных мастерских. После выполнения этого заказа летом 1933 года был выпущены мотоциклы марки «НАТИ А-750».

Рабочие и технический персонал накапливали опыт для будущих, более серьезных заданий. Росли стены корпусов, строились цехи - мехаинический, термический, сборочный и другие, которые в ноябре 1933 года были пущены в эксплуатацию. Руководство новым производством поручили инженеру И. И» Чекмареву.

В 1934 году в Ижевске началось серийное производство мотоциклов «Иж-7». На этих мотоциклах с 24 июля по 4 августа 1936 года был совершен беспримерный по тем временам женский мотопробег по маршруту Ижевск - Москва. Участницы пробега рапортовали о создании в Ижевске первых серийных отечественных мотоциклов.

Дальнейшая работа заключалась в модернизации мотоцикла «Иж-7» и создать моделей «Иж-8», у которой был более мощный мотор, улучшенная система электрооборудования.

В 1937 году на коллектив конструкторов была возложена задача - создать новую модель.

На март 1941 года был замечен очередной мотопробег с целью испытания новой марки мотоцикла - «Иж-12».

Летом 1941 года, когда закончилось освоение мотоциклов этой марки и производство было готово к их серийному выпуску, началась Великая Отечественная война. Коллектив мотопроизводства вынужден был переключиться на производство продукции для фронта.

Послевоенная история развития мотоциклостроения - это новая страница в жизни ижевских машиностроителей. За тридцать с лишним лет в объединении «Ижмаш» изготовлено около 5,5 миллиона машин, получивших сегодня всемирную известность. Почти все ижевские мотоциклы выпускаются теперь со Знаком качества.

С пуском нового механосборочного комплекса производство мотоциклов достигнет 450 тысяч штук в год, или увеличится почти в полтора раза. Сегодняшний мотоцикл с маркой «Иж» успешно конкурирует на Международном рынке с аналогичными моделями ряда иностранных фирм.

Традиции, которые зародились в довоенный период, продолжаются и успешно развиваются.