Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Байбородова М. » «Иж-1» - первые шаги

Краеведческие заметки

Артамонов А.

«Иж-1» - первые шаги


Артамонов А. «Иж-1» - первые шаги / А. Артамонов // Комсомолец Удмуртии. – 1983. – 27 сент.

Уже давно первый советский мотоцикл стал музейной редкостью. Никто и не пытается на нем ездить. Мало теперь людей, которые бы вспомнили историю, как «Иж-1» делал свои первые шаги.

...Пять машин отправились из Удмуртии в дальний-дальний пробег. Предстояло побывать им в Москве, Твери, Новгороде, Ленинграде. Отсюда дорога прошла в Псков, Витебск, Брянск, Орел, Курск, Харьков...

Сколько разных городов! И всюду люди мгновенно окружали гостей. Мотоциклы рассматривались как чудо. Не верилось, что двухколесные стальные «кони» способны преодолевать расстояния в несколько тысяч километров. Рабочие интересовались: когда начнется серийный выпуск «ижей»? Будут ли мотоциклы более легкими? Какова стоимость машин? Как можно стать их обладателем?

Если первая крупная остановка (а она была в Москве) длилась всего два дня, то в Ленинграде стоянку пришлось увеличить в несколько раз.

«Необычайной по своей грандиозности оказалась встреча в Харькове, - писала «Ижевская правда». - Все улицы были забиты людьми. Там же была организована выставка машин, участвующих в пробеге. Выставку посетило свыше 100 тысяч человек».

Из Харькова маршрут пролег на Орел и Тулу, а потом вновь возвратился в Москву.

Здесь, у Дома Советов, участников мотопробега встретили представители горкома партии, Моссовета, рабочие заводов. А потом стальных «коней»» поставили в помещение ГУМа, на Красной площади.

Двести тысяч человек осмотрели здесь детище ижевчан. Побывали и инженеры с американского завода Форда, специалисты Германии и Франции и других автофирм, представители самых различных посольств. Отнеслись к новинкам советской промышленности весьма придирчиво. Но все-таки не смогли скрыть своего изумления, когда узнали, что сделан «Иж-1» за очень короткий срок - всего за восемь месяцев.

Одним словом, счастливыми оказались первые шаги. А они дали толчок следующим: ведь московский автоклуб и автодор вынесли решение, в котором ижевскому заводу рекомендовалось отпустить средства на оборудование и организацию крупного мотоциклетного производства.

Шло время. Появились самые различные модификации машин, родившихся в Удмуртии. И сейчас уже свыше шести миллионов «Ижей» ездят по дорогам страны.