Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Байбородова М. » Дом Сухомлинского

Краеведческие заметки

Артамонов А.

Дом Сухомлинского


Артамонов А. Дом Сухомлинского / А. Артамонов // Удмуртская правда. - 1988. – 18 июня.

Могу поспорить: мало кто знает, что с Удмуртией очень тесно связано имя выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Даже в только что изданной в Ижевске книге «Край удмуртский – сторона родная», где анализируются 600 с лишним вопросов об автономной республике, учитель, герой Социалистического Труда, не упоминается ни единым словом.

А правильно ли это? Нет ли здесь вины историков, краеведов, педагогов?

В своей биографии Василий Александрович не обходит этот факт:

- В 1942 году в 6оях под Ржевом 6ыл тяжело ранен, долго находился в госпитале...

Как выяснилось, это 6ыл госпиталь на Уве. И хотя политрук рвался на фронт, врачи твердо определили его непригодность к 6оевым действиям. Назначили Сухомлинского директором сельской школы. Было ему тогда 24 года.

Не хватало дров для отопления здания. Не 6ыло электричества. Плохо с керосином. Жгли лучину. Писали на старых книгах, между печатными строчками. Вместо чернил использовали сажу или свекольный сок. Детям и учителям все время хотелось есть. Но занятия не прекращались.

Молодой фронтовик - директор в этих трудных условиях сумел сплотить коллектив.

- Школа для нас – это тоже бой. 3а 6удущее. За наших детей, - говорил он.

Часто стала пропускать занятия одна из учениц. В чем дело? Оказалось, нет о6уви. 0тец - на фронте, мать 6ольна. Семья влачит жалкое существование. Тогда Василий Александрович, получивший как раненый ордер на валенки, отдал его девочке.

Учителя знали: иногда на уроке директор (а вел он историю и русский язык) хватался за сердце. Видели они, как, несмотря на 6оль, 6рался здоровой рукой за пилу, чтобы приготовить для школы дров.

С июня 1942-го по март 1944 года ра6отол Василий Александрович в этой школе. Почти два года! Отсюда посылал он свое письмо матери:

3дравствуйте, мама! Если вы живы, соо6щите мне о се6е. Я жив и здоров, 6ыл на фронте... Тяжело ранен и теперь уволен из армии. Мой адрес: Удмуртская АССР, ст. Ува, средняя школа.

9 февраля 1943 года в первичную парторганизацию при Увинской средней школе поступило заявление от кандидатов в члены ВКП(6) Василия Александровича Сухомлинского:

- Прошу принять меня в члены Всесоюзной Коммунистической партии (6ольшевиков). Отдам все силы для того, чтобы ускорить разгром немецко-фашистских раз6ойников. Буду всегда выполнять поручения и задания партийной организации, 6уду преданным делу Ленина… 6ольшевиком.

В сохранившейся до сих пор книге приказов по школе нетрудно увидеть, что, начиная с приказа № 97 от 29 июля 1942 года, написаны они аккуратным почерком нового директора.

В них - приметы времени, осо6енности ре6оты тех лет. 30 сентя6ря, например, дается распоряжение прикрепить учителей Бодалеву и Холкину для занятий с бойцами 2-го госпиталя. А с 18 февраля 1943 года «для четкого выполнения правил внутреннего распорядка и на основании постановления Совнаркома СССР ввести круглосуточное дежурство учащихся старших классов. Одновременно это 6удет преследовать уче6нуо цель – научиться выполнять правила внутреннего распорядка части (школы) в соответствии с уставом внутренней службы РККА.

Круглосуточный наряд о6еспечивают три человека: дежурный и два дневальных. Назначение, учет и инструктаж наряда ведет старшина роты старших классов».

А вот еще один важный документ: «Увинский район, Удмуртская АССР, средняя школа. Директору школы т. Сухомлинскому, парторгу т. Козыревой, комсоргу т. 3агорулько, учкому т. Семенову. Прошу передать учителям и учащихся Увинской средней школы, со6равшим 18000 ру6лей на строительство танковой колонны «Советский школьник» мой горячий привет и 6лагодарность Красной Армии». И. Сталин.

Живут еще в поселке учителя, ре6отавшие вместе с Сухомлинским: Мария Васильевна Мокрецова, Елена Андреевна Лазарева, Евдокия Андреевна Рязанова, Мария Павловна Камянина, Николай Павлович Мезрин, Валентина Павловна Бусоргина. Их воспоминания о Василии Александровиче овеяны теплом и гордостью от соприкосновения с человеком, который так много сделал для развития советской педагогики.

Конечно, в то время не могли они знать всего, что происходило в душе Сухомлинского в период ра6оты в Уве. А период 6ыл действительно очень сложен.

- Перед войной, - писал Василий Александрович, - были самые радостные надежды, хорошие планы, светлые ожидания и мечты. Я познакомился с девушкой, очень красивой умной. Она окончила учительский институт, мы стали ра6отать вместе. Невеста моя преподавала английский язык, и я поставил перед со6ой цель - изучить еще английский язык... В начале войны меня направили на уче6у в военно-политическую академию. После окончания курсов политруков выехал на фронт…

Ну, а дальше, как известно, ранило 6ойца. Он оказался в Удмуртии и ничего не знал о судь6е своей семьи и жены. Весь ушел в работу... Весь слился с коллективом. Вставал в пять часов утра, учил английский. А потом весь день с детьми, педагогами. И за6вался.

И лишь потом он узнал, что в 1942 году немцы арестовали Веру и еще двух девушек за то, что они со6ирали листовки, сброшенные с советских самолетов, и расклеивали их по селу.

- Кто вас заставляет это делать? - тре6овали фашисты, - кто руководит вашей организацией? Как называется она? Каков ее состав?

Ничего не сказали патриотки. Тогда гитлеровцы выкололи им глаза; А потом расстреляли.

Я приехал в Увинскую школу, что6ы прикоснуться к памяти великого педагога. Ведь это о нем говорилось в докладе на февральском 1988 года пленуме ЦК КПСС, посвященному ходу перестройки средней и высшей школ:

- Само призвание учителя немыслимо 6ез подвижничества, 6ез полной самоотдачи, благородства, которые всегда 6ыли присущи великим труженикам просвещения, таким как Ушинский, Макаренко, Сухомлинский...

Да, хорошо, что здесь установлена мемориальная доска. Сохранились комнаты, в которых он жил и ра6отал. У директора школы хранится та самая книга приказов, над которой подолгу сидел Василий Александрович, что6ы принять какое-то важное решение.

Есть в школе учитель-энтузиаст Людмила Николаевна Русских, которая третий год вместе с ребятами ведет с6ор материала о замечательном педагоге. А вот музея, оказывается, здесь и нет.

Два жалких шкафа с копиями документов, письмами, текстами воспоминаний… Ре6ята испытывают нужду в древесно-волокнистых плитах, ме6ели, красках, кистях, оргстекле, планшетах, бумаге. Бьется директор школы, бьется учитель. Сколько ни обращаются в шефствующие организации - межхозяйственный лесхоз, райпотребобщество, совхоз «Туклинский», - мало толку. Невозможно вы6ить даже сто ру6лей.

Явная недооценка увековечения памяти Сухомлинского в райкоме партии и исполкоме райсовета. Иначе 6ыла 6ы в Уве улица, носящая эго имя. Поставлен 6ыл бы вопрос и об открытии памятника-6юста Василия Александровича.

Лучшие учителя Удмуртии могли 6ы поощряться поездками в школу, где ра6отал выдающийся человек.

Ездят туристы на родину Чайковского в Воткинск. А почему 6ы не открыть специальный маршрут в Уву, в дом Сухомлинского? Ведь если мы хотим воспитывать новое поколение на лучших примерах, то почему должны скрывать их?

Нао6орот, надо открыть доступ к тому, что о6огащает наше представление о родном крае, его прошлом, настоящем и 6удущем.