Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Надежда Бек-Булатова » Мой дом – моя история

Краеведческие заметки

Надежда Бек-Булатова

Мой дом – моя история


Належда Бек-Булатова. Мой дом – моя история / Надежда Бек-Булатова // Неделя Удмуртии. – 1994. – 3 июня.

Город Глазов – один из современных городов Удмуртии, сохранивший градостроительный план конца XVIII – начала XIX века. В городе частично сохранилась историческая застройка XIX и XX веков, а также радиально-кольцевая сеть старых улиц. Также частично сохранился ансамбль застройки Центральной площади и прилежащих к ней кварталов. Массовая их застройка начинается после войны 1812 года. Частной застройке способствовало издание «Высочайшие апробированные фасады», вышедшее в 1809-1812 годах. С 1821 по 1850 годы в Глазове построено девять каменных домов и 7 каменных лавок, а также кладбищенская церковь, освященная в 1848 году. Шесть каменных домов из них принадлежали частным лицам.

Первый каменный дом в г. Глазове был построен в 1821-1822 годах на углу Преображенской и Кругло-Чепецкой улиц, ныне улиц Революции и Карла Маркса. Этот дом принадлежал купцу Григорию Завалину. В настоящее время это старый корпус пединститута. В 30-50 гг. каменные дома в Глазове строят купцы Смагин, Волков, Бородин, Попов, купчиха Сергеева и другие. В 1844 году купец Александр Сергеев строит 2-этажный полукаменный дом с казенным винным магазином. Этот дом сохранился. С 1968 по 1987 гг. в этом здании был историко-краеведческий музей. В настоящее время там располагается городской Дом культуры.

К 60-м годам XIX века было закончено строительство последнего каменного дома на площади. Этот дом строился в 1863-1865 годах недалеко от берега Чепцы купцом Колотовым. Дом был двухэтажный, жилой, на нижнем этаже размещалось 2 магазина. Торговали швейными машинами, мануфактурой. В доме был винный погреб. Часть жилья отдавалась внаем. Сам купец был энергичный интересный человек. В его доме был создан домашний театр. На фотографии П.Молчанова, знаменитого фотографа города, изображены сцены из спектакля «Спящая красавица». Рядом с домом Колотова, ближе к реке, стоял его же одноэтажный дом с мезонином. Купец Колотов продал его Шубину, где тот устроил чайную. Данный дом снесен. В настоящее время в доме купца Колотова находится городская детская поликлиника.

После окончательной перепланировки городских кварталов и улиц, проведенной губернским землемером Анисимовым в 1813-1817 годах, начинается застройка городских кварталов по образцовым фасадам, изданным в 5-и частях в Петербурге в 1809-1813 годах. Купцы задавали тон жизни города. Одним из состоятельных купцов был Смагин.

И первым каменным домом, украсившим Соборную площадь, стал дом Смагиных. Построен он в 30-40-х годах XIX века. Смагинский дом - яркий представитель стиля ампир. Это трехэтажный каменный основной объем в 7 окон по фасаду завершается каменным мезонином в 5 окон с прекрасным графическим треугольным фронтоном. Есть описание дома Смагиных в архивах. Из них мы узнаем, что раньше на этом месте находилось поместье Чайковских, деда композитора П.И. Чайковского. Это был дом надворной советницы Чайковской. Он стоял на Преображенской улице (ныне ул. Революции) в 1 квартале по левой стороне, на самом углу, фасадом на большую площадь к церкви. Купец Смагин купил участок Чайковских не ранее 1818 года, после смерти П.Ф. Чайковского. В 1852 году в Глазовском уездном суде рассматривается дело о наследстве и его разделе между детьми купца П. Смагина. Речь шло о том, что старший брат Парфен Смагин забрал себе оставшийся от отца каменный дом на углу Преображенской улицы и Соборной площади. В 70-х годах XIX века дом принадлежал Николаю Смагину и оценивался в 4500 рублей/ как дом купца Колотова. В одном из документов упоминается, что налоги за дом не уплачены с 1849 года наследниками купца. В конце XIX века владельцами дома стали Тимофеевы - Александр Андреевич и сын Василий. Дом приносил хозяину большой доход. Дом купца Тимофеева сдавался в аренду Агаповой, Столбову, который был владельцем лесопилки и мельницы. По наличию капитала он подходил под купца 1-й гильдии. За домом Тимофеева располагались «Бакалея» и швейная мастерская Ш.Г. Ибрагимова. После Октябрьской революции здание передается в аренду различным арендаторам, из-за чего утрачивается часть строений усадьбы, изменивших облик здания. Ныне том на 2 этаже находится ресторан «Север», а на 1 этаже - магазин и кафе. Этот дом - лучший архитектурный памятник, связанный с именем предков Петра Ильича Чайковского.

Не менее интересным является история дома на площади Свободы, где раньше был хозяйственный магазин. О времени постройки дома неизвестно. Дом принадлежал купцу 2-й гильдии Смышляеву. Он часто ездил в Турцию, откуда привозил макаронные изделия. На 1 этаже в магазине продавались также самовары и скобяные изделия. Среди других купцов он выделялся образом жизни. Вот что пишет о нем М.И. Буня в книге «Глазовские находки»: «Почти безвыходно сидел он в своем мо газ и нефтескладе или пивном подвале, где стояла кровать на случай захмеления. Из-за жадности своей он всю жизнь оставался холостяком, в люди не ходил и у себя никого не принимал. Зато владел единственным в городе фаэтоном с фонарями, на резиновом ходу, с кучером. Смышляев на фаэтоне никуда не выезжал, но в знак особого расположения к немногим избранным иногда уступал фаэтон для катания по городу вместе с кучером Иваном, который одевался в живописную одежду и шляпу с пером. Купец Смышляев гордился своим «остроумием». Сейчас в этом здании располагается коммерческий магазин.

Еще одно здание, сохранившееся на площади, - здание банка. Построено было здание в 1845-1846 годах на углу улицы Преображенской (ныне ул. Революции) и Соборной площади (площадь Свободы). Этот дом принадлежал купцам Поповым. Так же, как и дом купцов Смагиных (Тимофеевых), он выходил фасадом на площадь. Имя архитектора этого здания неизвестно.