Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Денисова О. » Что ели в средневековом Предуралье?

Краеведческие заметки

Денисова О.

Что ели в средневековом Предуралье?


Денисова О. Что ели в средневековом Предуралье? / Ольга Денисова // Удмуртская правда. – 2002. – 27 авг. – С. 3.

Тысяча лет в истории Земли - мгновение, но в истории человечества - срок значительный. И восстановить прошлое бывает не просто. Интересно, чем жил средневековый люд Поволжья, как выглядели его поселения, какими сельскохозяйственными возможностями он обладал, что он, в конце концов, ел? Тщательно изучив образцы археологической почвы и зерновые материалы известного городища Иднакар, ученые Удмуртии сегодня могут ответить на эти вопросы с большой степенью достоверности.

Средневековый торгово-ремесленный, военно-оборонительный и общественно-административный центр северных удмуртов городище Иднакар в IХ-ХIII веках располагался на высоком берегу реки Чепцы (близ современного Глазова), возвышаясь над пойменной низиной метров на 70-80. Примечательно, что в то время Чепца со своими притоками была довольно могучей полноводной рекой. Ее современное обмеление связано со сведением лесов, ведь еще сравнительно недавно, до революции, по ней ходили пассажирские суда.

Выбор высокого места для городища был связан не только с военно-стратегическими задачами, как это обычно принято считать, но и в целях более удобного и комфортного проживания - на обветриваемой возвышенности меньше назойливых комаров и гнуса. Дело в том, что весной Чепца заливала всю пойму, и обилие воды вызывало массовое размножение кровососущих насекомых в этой лесистой и заболоченной местности.

Интересно, что среднегодовая температура в то время была выше современной на 2-3 градуса, а границы растительных зон сдвинуты на север километров на двести. Отсюда следует, что в бассейне Чепцы леса выглядели вовсе не так, как теперь. Вокруг Иднакара простиралась широколиственно-хвойная тайга с фрагментами широколиственных лесов и лесостепей. А такие относительно теплолюбивые растения, как дуб, орешник, вяз и клен, росли повсеместно. В общем, климатические условия для занятия сельским хозяйством были более благоприятными, чем сегодня.

В IХ-ХIII веках господствовало подсечно-огневое земледелие. Поля размещались не только вблизи поселений, но и на значительном удалении от них. Иногда новые участки создавались на расстоянии 50 и более километров от дома. От диких животных посевы огораживались деревянными оградами, а на окраинах полей строились временные жилища.

Поэтому ландшафт вокруг Иднакара представлял собой нечто вроде лоскутного одеяла, которое было «сшито» из действующих полей, заброшенных и зарастающих лесом участков, будущих сельхозугодий - выжженных лесных массивов, а также дорог и троп, соединяющих временные поселения.

Жизнь и хозяйство таких поселений, вероятно, были хорошо организованы, ведь занятие земледелием требует большого количества работников. Например, чтобы подготовить из-под леса один гектар земли к посеву, нужно не менее 70 человеко-трудодней. Уход за посевами, скорее сводился лишь к прополке. Засоренность полей была очень высокой, так как ручная сортировка семян малоэффективна. Севооборота не было. Уборка проводилась серпами - жнивье оставалось на корню. Собранный урожай хранили в зерновых ямах, рядом с домом. Обычно их было одна-две. Изнутри яма тщательно обмазывалась глиной, а сверху плотно закрывалась, что помогало сберечь зерно от грызунов.

По мнению ученых, иднакарские земледельцы жили полнокровной сельскохозяйственной жизнью и по технологии возделывания культур мало чем отличались от земледельцев Древней Руси. На средневековых полях северной Удмуртии произрастало 13 культурных и более 30 видов сорных растений.

Ведущей сельскохозяйственной культурой была полба-двузернянка - один из древних видов твердых пшениц, который отличается трудновымолачиваемым ломким колосом. Она выращивалась в этих местах с глубокой древности и вплоть до начала ХX века имела широкое употребление, утратив свое значение только с коллективизацией.

Вместе с полбой на полях росли прочие хлебные злаки - полба-однозернянка, пшеница карликовая и знакомая всем пшеница обыкновенная. Рожь посевная была только яровой и встречалась в смеси с другими яровыми культурами.

Сообщество ячменя с овсом называлось «сорицей» и возделывалось на одном поле - такая практика имела место аж до начала XX века.

Просо также состояло из смеси растений двух видов - проса обыкновенного и итальянского. Эта относительно теплолюбивая культура на юге Волго-Камья долго сохраняла свои позиции, но с похолоданием климата все-таки отступила на юг, сохранив, однако, свое ритуальное значение, особенно у татар.

Из бобовых на полях культивировались мелкосеменная примитивная разновидность чечевицы и мелкосеменные, как в Волжской Булгарии, формы гороха. Однако находки семян крестоцветных - репы и брюквы - свидетельствуют о существовании связей между удмуртскими и русскими земледельцами, так как булгарскому населению эти культуры были неизвестны.

Из технических культур выращивались лен и конопля.

Таким образом, на средневековых иднакарских полях возделывались смеси зерновых хлебных и хлебо-крупяных (жито) культур. Так что, по всей вероятности, ни белого, ни черного хлеба в Иднакаре не знали, а общеупотребительной пищей была каша. В чистом виде встречаются лишь посевы тех растений, семена которых поддаются ручной сортировке, - репа, брюква, лен, конопля, иногда просо.

Полезно знать, что возделывание смеси культур имело и выгодные стороны. Будучи экологически неоднородной, эта смесь гарантировала земледельцу минимальный урожай даже при неблагоприятных условиях. Кроме того, смесь культур ослабляла «утомление почв», давая более-менее стабильный урожай на одном месте в течение нескольких лет.

Разумеется, жители Иднакара не были чистыми вегетарианцами. Они держали скот: коров, лошадей, овец, коз, свиней. Разводилась и домашняя птица - курица. Обнаруженные костные останки домашних животных не менее многочисленны, чем останки промысловых, а таковыми в то время были заяц, белка, бобр, куница, лисица, барсук, медведь, лось, косуля и даже северный олень. Рацион жителей Иднакара пополнялся и за счет бортничества, ловли рыбы, сбора грибов и ягод.

Эти сведения мы почерпнули из научной монографии «Городище Иднакар: IХ-ХIII вв. н.э.: агроэкологический обзор», авторами которой являются сотрудники УдГУ доктор биологических наук В.В. Туганаев и кандидат биологических наук А.В. Туганаев. Издание этой небольшой книги и собственно научное исследование стало возможным благодаря финансовой поддержке Министерства образования РФ и Удмуртского института истории языка и литературы УрО РАН.

Возможно, не каждый читатель испытывает потребность изучать сложную научную литературу, тратя немало времени на понимание научных терминов и специфической лексики, поэтому мы, с разрешения авторов, решили познакомить вас со своей, более популярной версией этой книги.