Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Гладыш Н. » Слышен звон кандальный

Краеведческие заметки

Гладыш Н.

Слышен звон кандальный


Гладыш Н. Слышен звон кандальный / Надежда гладыш //АИФ УР. – 1997. - №61. – С. 14.

В этом году, предположительно в ноябре, в Дебесах собираются отметить 200-летие Сибирского тракта. Дата, конечно, условная, но был бы повод.

Дорога была всегда. Скорее всего, и село возникло при дороге и ее нуждах. Во всяком случае, с конца XVI века здесь регулярно ходят торговые караваны, везут из Сибири пушнину.

С расширением России на Восток и складыванием административно-территориальной системы (губернская реформа Екатерины) дороги стали необходимым средством цементирования государства.

Поначалу вдоль дороги были просто землянки – «ямы», где ямщики находили продовольствие для себя и фураж для лошадей. Потом появились избы-заимки, постоялые дворы. Позже - почтовые станции.

По указам Екатерины II - Александра I устройство тракта было строго и подробно регламентировано: на дорогу отводилась полоса в 30 сажен (около 60 м), из них -8-10 сажен проезжая часть, по 5 сажен в ту и другую сторону - для канав (кюветов) и придорожных березовых аллей. Остаток - для прогона скота.

Содержание дороги, с одной стороны, - государева повинность и «ярмо», а с другой стороны - промысел, связанный с извозом, обслуживанием проезжающих, исполнением «госзаказа» по ремонту дороги, поставкам лошадей.

Легендарные березы, слывущие в народе «екатерининскими», на самом деле «александровские», поскольку появились по указу Александра I. Высаживались они строго в шахматном порядке через каждые 4 сажени (2,8 м). Кто говорит, сажали их, спасая дорогу от снежных заносов. Кто находит в них сходство с верстовыми столбами. Кто считает, «для красоты».

Но следить за тем, чтобы березы стояли в ряд, крестьяне были обязаны под страхом штрафов и телесных наказаний.

Вообще у березы век недолог, поэтому те, что стоят сейчас тут и там по тракту, -поистине «долгожители», и выглядят древними исполинами.

Начиная от крестьянской войны под предводительством Пугачева, Сибирский тракт становится еще и главной каторжной «артерией» в Сибирь-матушку.

Через каждые 20-25 километров были построены этапные тюрьмы. В историческом здании такой тюрьмы теперь расположен музей Сибирского тракта села Дебесы, своего рода уникальный музей. До него здесь длительное время была поликлиника. Вот как строили предки. Дом сложен из лиственницы.

Конвойные команды из «низших чинов», унтеров и офицеров жили при этапе и по мере надобности снаряжались в путь. Пешими шли этапы уголовников. В повозках везли дворян и мещан из зажиточных. Повозки тоже были разными, «по чину» - кому телега, кому тарантас.

В 1824 году через Дебесы проследовал царский «поезд». Александр Павлович инспектировал свои владения. А уже в 1826 году на Восток потянулись декабристы. Их везли особым порядком, почти тайно, избегая дневок в людных местах, давали арестантам еду прямо в кибитку.

Пика своего расцвета - торгового, почтового и арестантского - тракт достиг к середине XIX века. «Государева дорога» - это чин нешуточный. При ней кормилось немало людишек.

Развитие капитализма, а с ним телеграфа и железных дорог нанесло тракту непоправимый удар. Главная магистраль сместилась к северу, к Балезино. Арестантов стали возить в вагонах. Депеши стали слать по проводам.

А в большом селе Дебесы осталась улица Первомайская (бывшая Солдатская слобода), здание тюрьмы да старые березы, много повидавшие на своем веку. Да время от времени находят местные жители то кандалы (представлены в экспозиции), то старинный фонарь, с каким приводили усталых этапников на отдых, то колокольчики-бубенчики, оглашавшие серебряным звоном окрестности, когда по Сибирскому тракту летели почтовые тройки или плелся заштатный ямщик, влача кибитку с досужим ездоком