Библиотека им. В.М.Азина

Библиотека в настоящее время расформирована.
Данный сайт поддерживается в частном порядке
и не имеет отношения к библиотечной системе города.

Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Кобзев И. » Мог быть трамвай в Сарапуле

Краеведческие заметки

Кобзев И.

Мог быть трамвай в Сарапуле


Кобзев И. Мог быть трамвай в Сарапуле / И. Кобзев // Удмуртская правда. – 1989. – 2 апр. – С. 4.

Члену бельгийской фирмы, прокладывавшей до революции трамвайные пути в Казани и других городах России, в московском консульстве посоветовали:

- Поезжайте в Сарапул. Это город с большим будущим. Он почти не уступает по численности населения и количеству каменных построек губернской Вятке. В уезде дна гигантских завода - Ижевский и Воткинский. Сарапульцы очень обижаются, когда их называют «вятскими», и давно собираются отделиться и создать собственную Прикамскую губернию. Так что поезжайте в будущую столицу.

В 1913 году бельгиец прибыл на пароходе в самый крупный после Перми прикамский город. У «Московских меблированных номеров» он нанял толстого кучера и объехал в коляске весь купеческий город от Старцевой горы до рабочего района «Амур». Посмотрел на уличное движение.

- Ну, что? Будете строить? - поинтересовались у «разведчика» в управе.

- Погодите, еще мал. Вот выстроят железную дорогу, тогда посмотрим.

После революции Сарапул стал окружным городом Уральской области (столица находилась в Сверловске), то есть по административному статусу он не уступал Перми, Челябинску, Кургану и другим окружным городам области. Сарапулу подчинялись один город - Оса и два заводских поселка городского типа - Воткинск и Камбарка. Недалеко от Завьялова Сарапульский округ, заняв все выходы к судоходной реке, граничил с Удмуртской автономной областью, в которой стремительными темпами развивался подчиненный в прошлом Сарапулу промышленный Ижевск.

И вот, наконец, в 1935 году, победно звеня буферами, прошел первый на территории бывшего Сарапульского уезда трамвай. Но не в Сарапуле, а в Ижсвске. За первые четыре года он перевез 24 миллиона пассажиров.