Библиотека им. В.М.Азина

Библиотека в настоящее время расформирована.
Данный сайт поддерживается в частном порядке
и не имеет отношения к библиотечной системе города.

Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Кобзев И. » От самоката до такси

Краеведческие заметки

Кобзев И.

От самоката до такси


Кобзев И. От самоката до такси / И. Кобзев // Удмуртская правда. – 1989. – 12 марта.

В июне 1913 года купец Симаков выписал первый в Ижевске автомобиль. Одна гимназистка в письме так описывала это необыкновенное событие: «А еще, дорогой дядя, на улицах Ижевского завода появился самокат, который бегает и пугает земцев».

Заводские мальчишки не боялись механического экипажа. Они мужественно бегали за черным блестящим авто, с наслаждением вдыхая таинственный запах цивилизации, который исходил из машины. Караулили автомобиль, чтобы поймать взор шофера в кожаной хрустящей куртке и пыльных очках, посмотреть на тугие резиновые колеса и блестящий руль. А самокат, оставляя за собой сиреневые барашки облачков, торжественно мчался прочь.

Авто не мог еще стать конкурентом извозчика, дилижанса и считался бесполезной игрушкой богатых бездельников и прожигателей жизни. И к тому же, чтобы не пугать население и не приводить в ужас коров и лошадей, любимому детищу XX века разрешалось сначала ездить только по ночам.

В 1910-е годы автомобили были больше распространены в соседнем Сарапуле. Так, кстати, местный писатель С. Миловской, которого мы знаем по повести М. Горького «Мои университеты», написал даже рассказ: «Автомобиль» (опубликован в 1912 году). В Сарапуле размещалась в 1917-18 годах самокатная рота. Ее офицеры садились за руль и ехали в Ижевск по служебным делам с синими пакетами, напечатанными сургучной печатью (в 1918 году Ижевск был столицей контрреволюционеров - мятежников и «Народной армии»).

В первые годы Советской власти численность автомобилей в Ижевске начала неуклонно возрастать. В 1935 году здесь насчитывалось легковых машин - 63, грузовых -141, сравним: лошадей - 138. Летом 1929 года в городе появились первые такси. Они принадлежали двум частным лицам.

Каждое утро отворялись ворота возле домов на Пуренговом и Коншином переулках, в которых жили соперники-таксисты. На дорогу выезжали авто и мчались по городу, неистово сигналя рожками.

Личные автомобили использовались под такси недолго и вследствие отхода от политики нэпа прекратили свое существование. Государственные же такси появились в нашем городе только после Великой Отечественной войны.