Библиотека им. В.М.Азина

Библиотека в настоящее время расформирована.
Данный сайт поддерживается в частном порядке
и не имеет отношения к библиотечной системе города.

Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Корепанов Г. » Композитор и педагог

Краеведческие заметки

Корепанов Г.

Композитор и педагог


Корепанов Г. Композитор и педагог / Герман Корепанов // Удмуртская правда. – 1978. – 21 окт. – С. 4.

К 75-летию со Дня рождения Н. М. Греховодова

Исполнилось семьдесят пять лет со дня рождения композитора Николая Максимовича Греховодова. Он приехал в Удмуртию в 1938 году, вскоре после окончания Ленинградской консерватории, и посвятил удмуртской музыке всю свою жизнь.

Тридцатые годы были началом расцвета культуры удмуртского народа. Партия и Советское правительство, осуществляя ленинскую национальную политику, стремились создать все условия для того, чтобы культура народов нашей большой страны могла плодотворно развиваться. Получил такую возможность и удмуртский народ. В те годы одно за другим открывались в республике учреждения культуры. Начали свою работу Удмуртский комплексный научно-исследовательский институт (ныне - Уд НИИ) и Удмуртский государственный театр драмы, открылись филармония, музыкальное училище, детская музыкальная школа, состоялись - первые выступления хора Удмуртского радио и Удмуртского ансамбля песни и пляски.

Свои первые шаги делала и удмуртская музыка. Незадолго до приезда Н. М. Греховодова в республике несколько лет работал композитор Д. С. Васильев-Буглай, записавший и обработавший ряд удмуртских народных песен. В Удмуртском драматическом театре были поставлены пьесы «Зибет зурка» («Иго содрогается») М. Петрова и «Кезьыт ошмес» («Холодный ключ») И. Гаврилова с музыкой московского композитора Н. А. Голубела. Народная песня получила в этих спектаклях большое развитие, стала основой для создания музыкальных сцен.

Свою работу в республике Н. М. Греховодов начал в качестве старшего сотрудника по музыкальному фольклору Удмуртского научно-исследовательского института. Эта работа позволила ему не только познакомиться с удмуртской народной песней, но и тщательно изучить ее. Композитор дважды участвовал в этнографических экспедициях по сбору удмуртского музыкального фольклора, побывал во многих районах чашей республики. Много народных песен записано им во время этих поездок. Все это очень помогло ему в дальнейшем как композитору, когда он стал писать музыку к спектаклям Удмуртского театра.

Уже первая его работа - музыка к спектаклю по пьесе В. Садовникова «Тыло вось» («Огненное молением) - явилась новым шагом в развитии народной мелодии в большие музыкальные формы. Хорошо представляя себе дальнейшие пути становления удмуртской музыки, композитор как в этой, так и в последующих своих работах стремился расширить диапазон в выразительности народной песни, используя ее как материал для построения симфонических картин и больших музыкальных сцен.

Эти принципы наиболее широко были развиты композитором в его крупных музыкальных произведениях, ставших яркой вехой в развитии всей удмуртской музыки. Так, в 1940 году он пишет первую национальную музыкальную драму «Камит Усманов» по пьесе И. Гаврилова, а в 1946 году на сцене Удмуртского театра состоялась премьера первой удмуртской музыкальной комедии «Сюан» («Свадьба»), созданной Н. Греховодовым по пьесе В. Садовникова. В этих сочинениях композитор широко использовал записанные им мелодии удмуртских народных песен. Однако он не ограничился их обработкой. Фольклор стал в его руках материалом для создания новых произведений, крупных по форме, очень разнообразных по своим музыкальным образам. Оба эти произведения явились большим вкладом Н. М, Греховодова в развитие удмуртской музыкальной культуры.

Большое внимание уделял композитор и обработке удмуртских народных песен. Многие из них до сего времени оказались непревзойденными по своей яркости и глубине.

В 1972 году, уже после смерти композитора, во Всесоюзном издательстве «Советский композитор» вышел сборник Н. Греховодова «Обработки удмуртских народных песен», а в этом году издательство «Удмуртия» выпустило в свет его сборник «Произведения для хора», куда вошли фрагменты из музыкальной комедии «Сюан» и музыкальной драмы «Камит Усманов».

Н. М. Греховодов много лет был дирижером и музыкальным руководителем Удмуртского драматического театр. За эти годы им была написана музыка к целому ряду спектаклей. Не один год занимался он и педагогической деятельностью в Ижевском музыкальном училище и детской музыкальной школе, где был преподавателем теоретических дисциплин, учил композиции начинающих музыкантов. Многие годы он был представителем Удмуртии в правлении Союза композиторов РСФСР, принимал активное участие в работе художественного совета Министерства культуры УАССР.

Поистине огромный путь проделала удмуртская музыка, путь от обработки народной мелодии до симфонии и балета, от песни - до кантаты и оперы. И во всем этом есть немалая доля труда и Николая Максимовича Греховодова, заслуженного деятеля искусств УАССР, композитора, педагога, воспитателя, одной из основоположников удмуртской профессиональной музыки.