Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Никулин Д. » «Мастер Рябинин принимает заказы…»

Краеведческие заметки

Никулин Д.

«Мастер Рябинин принимает заказы…»


Никулин Д. «Мастер Рябинин принимает заказы…». – Удмуртская правда. – 2002. – 27 фев. – С. 3.

Начиная рассказ о судьбе колокольного мастера, хочется провести параллель с судьбами самих колоколов. Если задуматься, колокол на Руси - сродни человеку. Был гоним, лишен голоса и крова, порот плетьми, бессмысленно убит, предан забвению и реабилитирован. Сейчас искусство литья колоколов активно возрождается. В связи с этим стоит напомнить о том, что на территории современной Удмуртии тоже рождались эти уникальные произведения мастеров-литейщиков.

Установлен факт, что в конце XIX века колокольный мастер М.И. Рябинин получил подряд на отливку набора колоколов для Преображенской церкви села Уни и успешно его выполнил, затем перебрался в уездный город Сарапул, где открыл небольшой заводик. Первое упоминание о мастере Михаиле Ивановиче Рябинине встречается в журнале «Церковные ведомости» за 1895 год. Здесь Рябинин размещал рекламные объявления своего предприятия: «Мастеръ Рябинин принимает заказы... въ г. Глазовъ, с. Уни», но уже в 1897 году вместо скромного «мастеръ» Михаил Иванович гордо помещает: «Заводъ М.И. Рябинина въ Сарапуле».

Откуда он родом, доподлинно неизвестно, но известно, что до приезда в Сарапул около 25 лет лил колокола в Рязанской, Пензенской, Саратовской и Вятской губерниях. Вероятно, Рябинин прибыл в Сарапул специально для отливки колоколов на колокольню при Покровской церкви. Судя по всему, устройство завода на месте было выгоднее, чем везти готовые колокола с других заводов. Это касается прежде всего крупных колоколов. Доставлять готовые изделия сушей можно было только в период с мая по октябрь, и то при условии сухой погоды, поскольку в дождь дороги становились непроходимыми, и движение по ним было невозможно. Перевозка колоколов речным транспортом имела свои особенности. Известен случай, когда баржа с отлитым в Елабуге для села Пьяный Бор 300-пудовым колоколом села на мель и затонула. Поднять такой колокол со дна Камы смогли лишь в конце ХХ века.

Итак, уже 20 ноября 1901 года, при большом стечении народа, на колокольню был поднят 650-пудовый гигант-колокол. Организовав мастерскую, которая впоследствии переросла в колокололитейный завод, Рябинин остается в Сарапуле и отливает колокола для ряда прикамских сел и городов. Всего за восемь лет отлито свыше 120 колоколов. В рекламном листе завода, изданном в 1908 году, говорится: «Колоколо-литейный мастер М.И. Рябинин в г. Сарапуле принимает заказы на отливку церковных колоколов всякой величины и веса. Большие колокола весом от 100 до 2000 пудов отливает новые и переливает разбитые на местах заказов во всех городах и селах России с ручательством за прочность и сильный органистый звон. Колокола отливаются правильной, усовершенствованной формы и украшаются рельефными художественными изображениями ликов святых, портретов высочайших особ, орнаментов и надписей, по желанию заказчиков...».

Настали лихие времена: первая мировая, революция, гражданская. В водовороте истории теряется след мастера, гибнут в плавильных печах его творения…

Как писал о рябининских колоколах известный ижевский краевед Е. Ф. Шумилов, «... ни одного такого высокохудожественного колокола не уцелело в страшные годы первой «пятилетки безбожия». Совсем недавно мне удалось узнать, что в коллекции вологодского коллекционера есть небольшой колокольчик с надписью «Рябининъ 1907». Утверждать однозначно, что это изделие принадлежит именно Михаилу Ивановичу, нельзя, но год отливки совпадает с годом существования завода в Сарапуле, а сведений о другом колокольном мастере с фамилией Рябинин пока не обнаружено. Возможно, помимо церковных колоколов, из стен мастерской выходили и поддужные колокольчики, какие, например, отливали в Елабуге или в Слободском.

В ходе поисковой работы удалось установить примерное место расположения завода. Он находился в квартале, ограниченном улицами: с севера – Пролетарской (бывшая Мещанская), с востока - Колчина (Спасская), с юга - Набережной реки Сарапулки, с запада эта территория граничит с Ленинским парком.

Сейчас территория, где находился заводик, попала под частную застройку, и вполне вероятно, что кто-нибудь из горожан откопает у себя на огороде куски колокольной бронзы или даже небольшой колокольчик. Стоит отметить, что на месте завода могут сохраниться остатки литейной ямы или участок земли, на которой ничего не растет: это связано с использованием в производстве едких кислот и других реактивов, надолго делающих почву неплодородной.

Возможно, потомки мастера до сих пор проживают в Сарапуле, наверняка кто-то знает или что-то слышал об истории завода. Я жду известий по телефону 51-03-38. Поиск материалов о М.И. Рябинине продолжается.