Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Ренев Е. » Ижевск и его обитатели глазами губернской столицы

Краеведческие заметки

Ренев Е.

Ижевск и его обитатели глазами губернской столицы


Ренев Е. Ижевск и его обитатели глазами губернской столицы / Евгений Ренев // Московский комсомолец.- 2009.- 4-11 нояб.

Газета «МК в Ижевске» уже достаточно много рассказывала о различных событиях происшествиях, произошедших в нашем городе и его окрестностях порядка ста и более лет тому назад. Потому у наших постоянных читателей возник вполне резонный вопрос: «А как относились к Ижевску и его жителям другие граждане Российской империи, в частности - соседи?»

Как пример такого отношения мы приводим статью об Ижевске из столичной губернской газеты «Вятские губернские ведомости» (Ижевск до Октябрьского переворота 1917 года, как знают наши читатели, подчинялся не только сравнительно далекой Вятке (сегодня - Киров), но и соседнему Сарапулу, который был для него столицей уездной). Мы воспроизводим ее, не изменяя, насколько это возможно, исходной орфографии.

Губернская Вятка об Ижевске

Из жизни Ижевска

Репутация ижевцев и старинное предание об их судьбе.

- Старая и вечно новая «заводская» история драк, убийств и безобразий. - Соперник общества трезвости. – Религиозность ижевцев и новые храмы.

Обитатели Ижевска пользуются у жителей окрестных сел и деревень очень незавидною репутациею. Много-много лет тому назад сложилось даже убеждение, которое передается теперь из рода в род в ряду священнейших преданий, будто Ижевск рано или поздно «должен провалиться сквозь землю». Богобоязненные люди до сих пор верят этому преданию, очень не любят посещать «завод» и даже благочестиво отплевываются в его сторону, проезжая мимо...

Недавно я спросил одного из таких богобоязненных лиц, почему же это Ижевск обречен на такую горькую участь, неужели нет здесь, как в Гоморре, хотя бы 10 десяти праведников?

-Уж слишком народ тут боек да греховодник: жисть человеческую совсем не жалеет, пьянствует только, - отвечал мне он и еще долго распространялся на эту тему.

Нельзя не согласиться тем, что слова почтенного старца справедливы. Много бумаги потрачено уже на изображение пьянства, драк, убийств и всевозможных безобразий, ареною для которых служил Ижевск; много писали об этом и в местных, и в столичных газетах; много раз твердили и ижевскому обществу, и власть имеющим, что необходимо здесь усилить полицию, дать обывателям образование, разумные развлечения... Однако все здесь обстоит по-старому и в последнее время стало даже хуже. На днях приезжаю в Ижевск и повсюду слышу одни только разговоры о драках, безобразиях и скандалах. После последней «получки» жалованья (19 июня) не прошло еще и недели, а трое уже успели потонуть, катаясь пьяными по пруду, одного зарезали среди белаго дня, драк же и всевозможных скандалов – нет числа; на улицах дерутся с ножами в руках даже дети: выйти вечерком погулять в Ижевске опасно: вас непременно или забросают камнями, или обругают, - всё это беспричинно (что называется, - «здорово живешь») и безнаказанно... Мирные жители - все находятся под влиянием этих страхов, так что теперь вы даже не встретите массы фланирующих по «Троицкому проспекту» (современная ул. Советская. - Ред.) и по Набережной, что всегда бывало здесь летом в прошлые годы.

- Куда же спряталось ваше общество трезвости? – невольно вырвался у меня вопрос, когда я слушал эти разговоры о скандалах и безобразиях: я хорошо знал о благотворном влиянии этого общества на местных жителей. Оказалось, что для общества трезвости нашелся очень опасный конкурент в виде недавно возникшего в Ижевске «общедоступнаго клуба».

Несколько местных купчиков-прожигателей жизни задумали найти такое учреждение, где бы им было удобнее и веселее убивать лишнее время, котораго у них слишком много. Общество трезвости было для них неподходящим потому именно, что оно общество трезвости: существующий в Ижевске гражданский клуб» также оказался для них не подстать: там для них казалось все слишком приличным, строгим, - нельзя да и негде развернуться, разойтись. Вот они и образовали «общедоступный клуб», «всесословное собрание» тож. Возникший менее двух лет тому назад клуб этот быстро пошел в гору и насчитывает теперь уже около 200 человек. Большинство членов из общества трезвости перешли сюда: здесь вольготнее. Правда, здесь и в обществе трезвости с недавняго времени существует и усердно посещается биллиардная, но здесь уже нет, конечно, такого прекрасного буфета и нельзя до поздняго утро засиживаться за «Вятской игрой» (местный замечательный в некотором отношении термин - ва-банк тож), каковая процветает в новом «общедоступном клубе».

Обедневшее членами ижевское общество трезвости обеднела средствами и свою деятельность невольно сокращает. В последнее время оно даже принуждено было, за недостатком средств, покинуть прежнее удобное помещение и теперь пробавляется одним летним помещением в саду...

Время еще не ушло: нужна только поддержка авторитетного лица, и Ижевское общество трезвости быстро и отлично поправится. Дай Бог, чтобы это случилось поскорее...

Итак, обитатели Ижевска оправдывают свою репутацию «жителей других Содома и Гоморры». Но объясняйте это, как вам будет угодно, однако нельзя не признать, что некоторые ижевские жители вместе с тем и религиозны. Многие из соседних сел указывают в своих храмах громадныя, богато украшенныя иконы, дорогие церковные сосуды и облачения, - жертвы благочестивых ижевцев. Храмы в Ижевске каждый праздник и воскресенье непременно полны.

Правда, храмов здесь не много. Недавно еще их было всего четыре, включая в это число и единоверческую церковь. Но теперь здесь одновременно строятся три новых церкви. На месте прежней часовни, на высокой площади, с которой открывается прелестный вид на весь обширный Ижевск, строится величественный (вышиною до 30 саженей (1 сажень равна 2,13. - Ред.)) собор в честь Св. Архистратига Михаила (восстановленный недавно Михайловский собор. - Ред.); теперь выстроено уже около четверти. 4 июля здесь будет закладка Покровской церкви (на эту закладку кто-то из местных коммерсантов предлагает пригласить на свои средства преосвященного). Главными средствами постройки этих церквей служит сумма, получившаяся от отчисления из жалованья всех заводских чиновников и рабочих в течение нескольких лет. Производит такой сбор решением большинством голосов всех жителей Ижевска.

Покровская церковь будет построена в память священного коронования Их Императорских Величеств.

Наконец местный коммерсант И. Бодалев строит деревянную церковь-школу в честь Пресвятыя Богородицы.

С появлением новых величественных храмов религиозность ижевцев должна еще усилиться, и это, несомненно, будет лучшим подспорьем в борьбе с распространенными здесь пороками.

Наблюдатель

Крайнее разнообразие интересов

Не только пропагандой здорового образа жизни занималось интересы которого защищал вятский «наблюдатель». В местных газетах, но уже столетней давности, были размещены объявления следующего содержания:

«Ижевское общество трезвости извещает, что в его библиотеку поступило русское издание сочинения доктора Лоренца «Грехи молодости» (поучительное слово ко всем, расстроившим свою нервную систему онанизмом и распутством)». Эта названная книга содержит множество советов, как избавиться страдающим от вредных последствий распутства и онанизма, а также других пороков и восстановить расстроенные силы и здоровье. Книга эта разрешена Московским Цензурным Комитетом.

Склад издания только у Отто Аспергера в Лейпциге (Саксония). Книгу можно приобрести в библиотеке Общества трезвости в Общественном клубе по улице Троицкой по цене 1 рубль за экземпляр. Жителям Сарапульского уезда возможна бесплатная пересылка...

С 25 сентября на короткое время (на Базарной площади Ижевко-Нагорной волости) открыт первоклассный зверинец Ф.О. Эйгуса.

Масса экземпляров из царства животных. Дрессированный слон! Большой театр обезьян. Ежедневно 2 представления в 4 часа и 8 часов вечера; по воскресным дням 3 представления в 3,5 и 8 1/2 часов вечера. Участвуют гимнасты и эквилибристы. Кормление зверей ежедневно в 6 часов вечера. Плата за вход с включенным благотворительным сбором: 1-е место - 40 копеек, 2-е - 20 копеек. Дети платят половину».

Так что воистину – каждому свое!