Библиотека им. В.М.Азина

Библиотека в настоящее время расформирована.
Данный сайт поддерживается в частном порядке
и не имеет отношения к библиотечной системе города.

Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Савельев В. » Слово об Удмуртии

Краеведческие заметки

Савельев В.

Слово об Удмуртии


Савельев В. Слово об Удмуртии / Виктор Савельев // Неделя. Удмуртия. – 1995. – 8 сент. – С. 12.

Если взглянуть на карту России, то Удмуртия покажется совсем маленькой. Но, наверное, стоит вспомнить, что по площади она больше Бельгии, Швейцарии, Нидерландов и почти равна Дании.

Издавна на этой земле жил миролюбивый народ, занимавшийся охотой, рыболовством, скотоводством. По-разному называли его - ары, аряне, веды, ведины, отяки, вотяки, удмурты.

Удмуртский язык входит в группу финно-угорских языков. Языковые родственники удмуртов – финны, венгры, эстонцы, марийцы, мордва, карелы, манси, ханты, коми, саамы. Край этот всегда был лесным, речным, родниковым. Взглянув на карту Удмуртии, ты увидишь, что оно вся в синих прожилках рек и речушек - их в нашем крое более четырехсот. Недалеко от села Кулиги, что на севере Удмуртии, из небольшого родника берет свое начало величавая Кама. На севере же, в Ярском районе, начинает свой длинный путь река Вятка. А еще на карте Удмуртии очень много зеленого цвета - это леса. Очень близко к природе жили древние удмурты. Природа кормила человека, но и сурово наказывала за неосторожность и самонадеянность. Леса, воды и поля представлялись древнему человеку неким самостоятельным миром, в котором царили другие хозяева, способные и порадовать богатой добычей, и погубить охотника. Каких только хозяев в природе не знал удмурт! Вукузе (Водяной хозяин), Вумкурт (Водяной человек), Вупери (Водяной черт), Нюлэсмурт (Лесной человек), Нюлэснюня (Лесной батюшка), Лудмурт (Хозяин полей) и многие-многие другие. Над всеми же возвышался добрый главный бог – Инмар. Именно к нему в случае нужды обращались удмурты с просьбой-молитвой. И вечно в сознании удмурта идет борьба между Инмаром и Шайтаном, олицетворяющим зло. Сохранили удмурты сказки и легенды о древних батырах, самый известный из которых Эш-Тэрек, и о живших когда-то на этой земле великанах-алангасарах. В долгие зимние вечера, когда в удмуртских деревнях мужчины плели лапти, а женщины пряли лен, часто звучали песни и сказки. Рассказывали о старинных временах, о храбрых батырах, о великанах, о лесной или водяной нечисти, о колдунах и ведьмах, о хитроумных проделках ловких парней.

Жили удмурты изолированно - гурты (деревни) располагались далеко друг от друга. Южные удмурты с двенадцатого века находились под властью Золотой Орды, а затем входили в Волжско-Камскую Булгарию. Северная Удмуртия с тринадцатого веко входило в Вятскую землю. А Россия шагала все дальше на восток, все чаще появлялись на Каме и Вятке новгородские и псковские ушкуйники и купцы. Многие русские крестьяне, спасаясь от татаро-монгольского ига, селились на этой гостеприимной земле. Всем хватало место, рыбы и зверя. Вскоре и Удмуртия вошла в состав Российского государства. Но времена менялись, и вот уже застучали топоры вдоль рек Ижа и Вотки – появились два завода, которым суждено было сыграть важнейшую роль в истории России.

Удмурты городов сторонились - там было другая жизнь; с заводами связывал их разве что подневольный труд. Большинство же удмуртов продолжало жить сельской жизнью. Помещиков на удмуртской земле почти не было, но хватало жадных и пронырливых перекупщиков, купцов и попов, принесших удмуртам чужую веру. Тогда-то и стали популярны среди удмуртов сказки про хитроумных героев, способных обмануть русского или удмуртского богатея - про Лопшо-Педуня, Алдара Ивана, Ивана-Хитрована...

А на земле этой долго еще царил вольный дух. Поезжайте-ка в Малопургинский район - там до сих пор помнят о знаменитом благородном разбойнике Камите Усманове. Помнят удмурты и о крестьянском царе-батюшке Емельяне Пугачеве, ненадолго избавившем их от страшных заводов и чужой веры.

С запада на восток протянулся через Удмуртию старый Сибирский тракт. Много слез и горя видела эта дорога. Не по ней ли прогнали на каторгу Камита Усманова и пугачевцев? Много добрых и злых людей прошло и проехало в Сибирь по этой дороге. До сих пор хранят память о них старые узловатые березы, посаженные вдоль тракта по приказу Екатерины II. Да и сами эти березы напоминают старых арестантов - выпирающие из земли мощные корни похожи на ножные кандалы.

Будет у вас возможность, поезжайте в Воткинск, на родину Петра Ильича Чайковского. Пройдите по дому, помнящему детские шаги композитора, взгляните на город из окна его детской комнаты. А можно поехать на Каму, в Сарапул, побродить, не торопясь, по тихим улочкам бывшего уездного города, вспомнить про знаменитую кавалерист-девицу Надежду Дурову и повторившую ее подвиг сто лет спустя Антонину Пальшину. Еще есть Глазов, раскинувшийся но берегах Чепцы, где многие улицы до сих пор дышат стариной. И столица Удмуртии со знаменитыми ижевскими оружейниками, демидовская Камбарка, старинные село Дебесы, Вавож, Каракулино, Селты... И Юкаменское с сохранившимися остатками бесермянской культуры и долгими спорами вокруг бесермян - кто они? И возникшие в этом веке, но уже очень значимые Можга и Ува. Есть еще алнашская земля, давшая Удмуртии огромное количество ученых-литераторов, художников...

Да мало ли куда можно поехать, дружок! Было бы желание! Любой из двадцати пяти районов Удмуртии, любой город, любое село или деревня будут интересны, если ты будешь на них смотреть с любопытством. Просто надо путешествовать, не закрывая глаз. В добрый путь!