Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Шумилов Е. » «Ах, эта синема!»

Краеведческие заметки

Шумилов Е.

«Ах, эта синема!»


Шумилов Е. «Ах, эта синема!» / Евгений Шумилов // Комсомолец Удмуртии. - 1983. – 12 июля

- Уездные барышни обменивались примерно такими «минирецензиями», прогуливаясь на центральных бульварах Сарапула, Воткинска и Ижевска весной 1902 года. Именно тогда аршинные буквы пестрых афиш, расклеенных на круглых тумбах, впервые в нашем крае стали зазывать обывателей на демонстрацию «синематографа Люмьера».

Судя по всему, первый в Удмуртии киносеанс состоялся 19 мая 1902 года в «летнем помещении Общественного клуба Сарапула». Чуть позже эта же аппаратура оказалась в Ижевске. В театральном зале Офицерского собрания (сейчас здесь кабинеты Министерства культуры УАССР) было показано для избранной публики несколько примитивных лент. З.М. Миронова, одна из первых ижевских кинозрительниц, вспоминает сейчас, что была там, например, кинозарисовка о собачке, отнимающей молоко у девочки. Для рабочих в эти же годы в помещении под заводской башней периодически ставили «литературные чтения с туманными картинами» или, говоря современным языком, нечто вроде «слайд-фильмов». Однако еще ряд лет сама «синема» была для Ижевска редкой игрушкой, завозимой порой столичными гастролерами.

Положение изменилось лишь после ввода в строй городской электростанции при оружейной фабрике Н. И. Березина (напротив старого корпуса механического института). В конце 1912 года прямо при фабрике открылся электротеатр «Лира». Это и был первый ижевский стационарный кинотеатр. О том, что киноискусство еще воспринималось как что-то редкое и экзотичное, говорят, кстати, и сами «заморские», пышные наименования этого и других ижевских «электротеатров»: «Иллюзион», «Одеон», «Модерн», «Фурор» т. д.

Последний предвоенный год был периодом расцвета ижевских «синема». Забавно сейчас наблюдать по документам жестокую конкуренцию их владельцев. Все эти переманивания аккомпаниаторов, устройство завлекательных «лотерей-аллегри», жульничество с рекламой... Шла борьба за рынок сбыта. Но сбыта не просто билетов, а еще и определенных идей, отупляющих и отвлекающих от социальных проблем. Серьезные ленты, вроде экранизации «Отверженных» В. Гюго, были крайней редкостью. Преобладали «разбойные» картины про Сашку Семинариста, Соньку-Золотую ручку, разбойника Чуркина, а также дешевые мелодрамы.

В феврале1918 года все ижевские кинематографы были национализированы, и началась долгая, трудная борьба за превращение глупенькой «синема» в настоящее искусство.