Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Сырыгина С. »Куклы для взрослых

Краеведческие заметки

Сырыгина С.

Куклы для взрослых


Сырыгина С. Куклы для взрослых / С. Сырыгина // Центр. – 2004. – 9 сент.

«Актер подобен скульптору, ваяющему статуи из снега».

Лоуренс Баррет

Несмотря на то, что мой собеседник отметил 50-летний юбилей, он все еще с увлечением играет в куклы и не собирается с этим завязывать. Мой собеседник Александр Мустаев - заслуженный артист России, народный артист Удмуртии, художественный руководитель Театра кукол Удмуртии. И вот уже более тридцати лет он - его ведущий актер.

Сколько за эти годы сыграно ролей, Александр Гаевич и сам точно не знает. Говорит, что не меньше полутора сотен. Ему довелось побывать в шкурах всевозможных животных, огородного пугала, а также примерить на себя образ немецкого офицера и великого поэта Александра Пушкина.

Дети устроили артобстрел от восторга

А начиналось все с домашнего, «настульного», по выражению актера, кукольного театра. Сценической площадкой для его детских постановок служил обычный деревянный стул. Происходящее на нем импровизированное действо освещала лампа, установленная на соседнем стуле. Была и ширма - самая красивая мамина шаль (спектакли проходили, когда родителей не было дома). Маленький Александр считал, что роскошный занавес – один из непременных театральных атрибутов. Но самое главное - были настоящие зрители: брат и его друзья.

- Однажды я разыгрывал перед ними историю, в которой злой крокодил утащил в свое логово девочку, а мальчик пошел ее спасать, - вспоминает Александр Мустаев. - В тот момент, когда крокодил хотел на него наброситься, друг брата вскочил и разнес весь мой театр. Тогда я на него страшно обиделся, а позже понял: он настолько проникся моим представлением, что не смог сдержать эмоций.

Подобная история произошла с Александром Гаевичем и на профессиональной сцене, на гастролях в Горьком. Он играл злодея, который выкрал девушку, чтобы жениться на ней. Девушка не соглашалась, тогда герой Мустаева повел ее в ледяной колодец.

- В этот момент на сцену начинают лететь жеваные бумажки, ручки, карандаши, все то, что было у детей под руками, - рассказывает актер. - Хорошо еще, что спектакль был ширмовой, и я не попал под этот дикий артобстрел.

Тогда Александр Мустаев снова расстроился. Посчитал, что это равносильно тому, если закидать актера гнилыми помидорами. После спектакля он попросил организовать творческую встречу со школьниками. На прямой вопрос: «В чем дело? Почему вы устроили такой обстрел?», ребята искренне ответили: «Мы хотели спасти девушку от злодея!»

Впрочем, такая реакция лучше, чем когда дети во время представления начинают заниматься своими делами - разговаривать, есть конфеты и шуршать бумажками. Это верный признак того, что спектакль им неинтересен.

Смелые куклы

История о том, как Александра Мустаева принимали на работу в Театр кукол Удмуртии, напоминает сюжет фильма «Приходите завтра». Получив аттестат о среднем образовании, наш герой прочитал в газете объявление о том, что театр набирает молодежную творческую группу. Но узнал он об этом поздно, тогда, когда набор уже был закончен.

- Но я все равно пришел в театр, ноги сами меня принесли, - вспоминает Александр Гаевич. - Долго стоял в фойе, пока ко мне не подошли и не спросили, кого я жду.

О молодом человеке, желающем стать актером, доложили главному режиссеру. И он на удивление не сказал: «Приходите завтра» (в отличие от того, как сначала поступили с киногероиней Фросей Бурлаковой, а посмотрел, на что способен Александр Мустаев. Через год юный актер стал студентом кафедры Театра кукол Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.

- В те годы быть актером театра кукол было престижно. Это сейчас, к сожалению, престижной считается только та профессия, которая приносит много денег. По крайней мере, мне так кажется. Да, актерская зарплата не очень большая, но мы дарим людям нечто более ценное, нежели деньги. Театр - это школа чувств, мы помогаем детишкам понять мир, - говорит актер.

Действительно, имена драматических актеров у всех на слуху. А вот из актеров-кукольников с ходу вспоминают, пожалуй, лишь Сергея Образцова. Однако мой собеседник считает, что кукольный театр намного сильнее драматического.

- Не хочу умалять величие драматического театра, но театр кукол многоплановое. Оружием драматического артиста является лишь он сам - его мимика, жесты. А в наших руках еще и куклы. С их помощью можно играть все, что угодно. Не всякий актер захочет выйти на сцену в чем мать родила, а кукла - пожалуйста. Куклы смелее людей.

Спектакли для родителей

Среди множества сыгранных ролей есть наиболее дорогие и памятные.

- Мне очень нравился спектакль «Голубой щенок», поставленный по венгерской сказке. Я играл в нем черного кота, - рассказывает Александр Мустаев. - Мы сыграли этот спектакль 982 раза! Это рекорд. Все очень ждали тысячного показа. Но за несколько минут до 982-го представления вдруг пропал мой черный кот. Что делать? Зрители уже в зале! Тогда мы взяли рыжего кота из другого спектакля и быстро обшили его черными тряпочками. Но все равно этот спектакль стал последним. Сделать такую же куклу, какую у нас украли, было уже невозможно.

Вопреки сложившемуся стереотипу, театр кукол предназначен не только для детей, но и для взрослых. Один из первых спектаклей «для родителей» - «Опять они поют» по Максу Фришу - был поставлен в 1985 году. Великая Отечественная война в нем представлена под совершенно иным углом зрения.

- Тогда вдруг вся ижевская интеллигенция открыла для себя наш театр. Все же считали, что мы работаем только для малышей, и тут Макс Фриш! На эту постановку к нам по пять-шесть раз приходили, оставались после показа, обсуждали. А когда 9 мая на «Опять они поют» привели ветеранов, многие из них просто не выдерживали и уходили. Настолько этот спектакль жесткий, - вспоминает Александр Гаевич.

Другой спектакль для взрослых - «Поэт» в прошлом году на Всероссийском фестивале театров кукол получил награды в пяти номинациях из шести. В том числе специальный приз за лучшую мужскую роль достался и Александру Мустаеву.

Нынче взрослый репертуар театра пополнился исторической постановкой по Григорию Горину «Шут Балакирев», в которой наш герой играет Ягужинского. Этот спектакль есть в репертуаре театра «Ленком». В нем играют такие звезды, как Олег Янковский, Александра Захарова. Однако кукольного варианта этой пьесы никто и никогда прежде не ставил. «Шут Балакирев» на сцене Театра кукол Удмуртской Республики был показан пока всего два раза. Но зрители уже приняли его на ура. Александр Мустаев не стал раскрывать секрета, о каких еще ролях он мечтает.

- Как любой актер, я жаден до работы. Мне хочется играть интересные яркие роли. Но я суеверный человек, поэтому вслух ничего говорить не стану.

А еще он не любит, когда трогают его кукол. С этим также связано одно из актерских суеверий.

- Но мне повезло, я всегда играл без дублеров. Это, конечно, сложно. Нельзя ни болеть, ни умирать, а только жить и работать, во что бы то ни стало...