Библиотека им. В.М.Азина

Библиотека в настоящее время расформирована.
Данный сайт поддерживается в частном порядке
и не имеет отношения к библиотечной системе города.

Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Тарм О. » По Большому Сибирскому тракту

Краеведческие заметки

Тарм О.

По Большому Сибирскому тракту


Тарм О. По Большому Сибирскому тракту / Олег Тарм // Карьера. – 2000. - 13 янв.

Через Удмуртию пролегла самая длинная дорога в этом мире – Сибирский тракт

Бесконечная «государева дорога» прокладывалась не вдруг, а вслед за продвижением русского люда через Урал и Сибирь к Дальнему Востоку: в XV веке из Москвы через Вологду она тянулась к Великому Устюгу на Соликамск и Чердынь, в XVI, после присоединения Сибири, пошла на Омск, в XVIII тракт спрямили уральские заводчики и купцы, начав строить Казанский тракт, - и теперь по указу Екатерины II путь пролегал из столицы прямо на Казань, Осу и Кунгур, далее на Екатеринбург и Тюмень. Тогда же по высочайшему указу вдоль великой дороги велено было нажать березы в два ряда через каждые три метра (четыре аршина). Вековые деревья и теперь кое-где живы, и по удмуртским участкам тракта по-прежнему провожает проезжающих...

В XVI веке через каждые 20 верст давились на дороге «ямы». Здесь хранили запасы корма для лошадей, провизию для путников, жили ямщики, которым вменялось в обязанность везти чиновников по подорожным и от «ямы» до «ямы» перевозить грузы. Торговый путь принимал обозы с китайским чаем, сибирскими мехами и ивановским ситцем, шли грузы с уральских и тульских заводов - от рынков Китая и сибирских ярмарок до торжков и ярмарок Средней России. Шли и ехали по бесконечной дороге странники и путешественники: здесь когда-то проезжали (и по нашим местам) Н. М. Пржевальский, П. П. Семенов-Тянь-Шаньский, И. И. Лепихин, брели монахи и искатели веры или свободы от людей и нужды...

Но более всего знаменита эта дорога путниками, шагавшими не по своей воле. Российские кандальники партиями по 200-300 человек шли по Сибирскому тракту от Петербурга до Иркутска два года, а то и больше, останавливаясь в этапных тюрьмах через каждые двадцать верст. В пересыльные тюрьмы доставляли и умерших в пути, погрузив на подводу, которая тянулась в хвосте каждого каторжного этапа. Говорят, поговорка «доставить живого или мертвого» родилась именно здесь, на Сибирском тракте.

На Удмуртию приходилось более 200 километров каторжного пути. Тракт миновал окрестности Муки-Какси, шел через Сюмси (в те времена глухую лесную деревушку), переправлялся через речку Нузык и составлял главную улицу в Селтах, шел по берегу Кильмези, пересекая быструю Арлеть, поворачивал на Новые Зятцы, и через речку Лозу - на Игру - в восьми километрах от Игры в д. Бачкеево до сих пор сохранилась пересылочная тюрьма... И в Дебесах до сих пор стоит большой каменный дом с огромным подвалом - еще одна этапная тюрьма, мимо которой все лето 1826-го гнали солдат и офицеров, выходивших на Сенатскую площадь, а ранее провезли А.Н. Радищева, которому Сибирский тракт стал заменой смертной казни, а позже - Н. Г. Чернышевского в кандалах и В. Г. Короленко в ссылку... У вольнодумцев адрес был определенный - Нерчинск, политическая каторга, где одних тюрем – целый список: Акатуй, Зерентуй, Алгачинская, Карийская, Мальцевская...

Как и водится на Руси, в истории появления и жизни Сибирского тракта все смешалось - и путь к счастью, и дорога к проклятию и гибели. Архивов и воспоминаний о ней предостаточно, трагичная и неизбывная память - в сотнях песен, в Сибири тюремный и каторжный фольклор жив по сию пору. Может быть, когда-нибудь Россия поставит памятник своей великой дороге, а может быть, дорога эта и сама памятник. Вечной Страннице - России...