Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Томилова Р. » Примечательные окрестности поселка

Краеведческие заметки

Томилова Р.

Примечательные окрестности поселка


Томилова Р. Примечательные окрестности поселка / Р. Томилова // Сельская правда. – 1999. – 22 июня. – С. 3.

Редко встретишь такую красоту в природе, как в окрестностях Пудема. Главным украшением является пруд, ровесник завода и поселка, острова и полуострова (вытяги). Красивы обширные луга и лес, окружающие поселок.

ПЕТРЯЕВ ОСТРОВ

Остров среди пруда принадлежал Голубевым и Мечевым. Его распахивали и сеяли. После смерти Голубева островом владела его жена Петряиха со своими сыновьями. Еще до революции завод выкупил остров, обустроил (был построен павильон, проложили на острове круговую аллею по берегу). Остров стал любимым местом гуляний для интеллигентной молодежи. После революции островом завладела комсомольская молодежь. В начале 20-х годов молодежь организовалась, и на субботниках восстановили дорожки: проложили новые, посыпали песком, поставили скамейки. Вначале все было хорошо, приятно было пройтись по аллеям. Но вскоре она стала зарастать, никто не брался ее расчищать. И постепенно все заросло, хотя и сейчас это любимое место отдыха. А как поют соловьи рано утром и вечером на острове!

За Петряевым островом есть остров, ближе к востоку, который называется Мухлачевым. Вероятно, потому так назвали, что принадлежал когда-то Мухлачевым (об этом никто уже не помнит).

ЛУГА

Пудемские луга тоже являются украшением окрестностей. Широко и далеко они раскинулись. Летом - цветущее море, зимой - море белое, неоглядное. Весной при разливе - настоящее море. Ярские берега чуть видны. В старину, в половодье, приходили баржи за продукцией завода. Железо подвозили на завознях, выгружали запасы из двух огромных амбаров, нагружали баржи. Потом приходил небольшой пароход и увозил баржу с железом. Этот период в жизни пудемцев был настоящим праздником, хотя и работали дни и ночи.

У амбаров на берегу Чепцы молодежь любила гулять и летом, особенно в Троицу.

Луга были разделены на покосы. Если хозяин побогаче, то и покос побольше. Был и болотный лес, изобиловал смородиной, малиной, черемухой, рябиной, калиной, жимолостью, шиповником.

В советские времена луга отдали колхозам и совхозам. На лугах была поскотина, и ягодники безжалостно уничтожались. Участки на лугах имели свои названия: Вотский остров, Чепеев остров, Устье, Широкие луга, Под ключиком и др.

ЛЕСА

В старину Пудемский завод окружал лес. И рубить его было нельзя. В сторону Орловского починка стоял хвойный строевой лес, доходил до орловских полей. Его начисто вырубили в 1917 году предприимчивые мужики, почему-то за него никто не отвечал.

Лес за заводом был изрезан кулигами, он славился грибами.

Запрудный лес. Около пруда он весь лиственный, поэтому во все времена года он прекрасен: изумрудный, золотой, багряный, снежный с причудливыми фигурами, сиреневый.

СВЯТОЙ КЛЮЧИК

На Починке у жителя Токарева заболели глаза. Он стал ходить на ключик умываться утром и вечером, и глаза перестали болеть. И на самом деле, вода, вытекающая из глубины земли, особенная: чистая, прозрачная, вкусная, летом холодная, зимой казалась теплой. У Абрамова В.С. (плотинного) тоже заболели глаза. По совету Токарева он тоже стал умываться ключевой водой, чтобы глаза тоже перестали болеть.

Этого было достаточно, чтобы распространилась молва о лечебной силе ключика. И приписали ему святость. А ключ назвали Святым. Началось паломничество не только с глазами, но и другими болезнями. Сначала ходили только пудемцы, но вскоре молва перекинулась и в дальние селения. Люди повалили толпами за «божьей помощью». Токарев с Абрамовым по поручению верующих стали ходатайствовать перед церковью благоустроить Святой ключик. Церковники быстро сообразили, что это очень прибыльное дело: не поскупились, отпустили средства, и строительство началось. В короткий срок построили часовню, домик для сторожа, территорию со всех сторон обнесли изгородью из штакетника, сделали удобную лестницу, со стороны лугов посадили тополя, под ними поставили скамейки для отдыха. Получился прекрасный уютный уголок.

Внутри часовни тоже все было благоустроено: стены увешаны иконами, сильное впечатление оказывал распятый Христос чуть не в рост человека. На месте истока ключа был поставлен металлический чан, сверху закрытый металлической же крышкой с щелью посередине. Туда богомольцы опускали металлические деньги. По мере накопления денег в чане приходили представители церкви и черпаками вычерпывали деньги. Чан был обнесен с трех сторон узорчатым барьерчиком. Непрерывное журчание ключа в чане получало какой-то резонанс и походило на музыку. Тишина, музыкальное журчание ключа, распятый Христос вызывали невольный трепету верующих.

Святой ключик все больше и больше привлекал людей из дальних волостей, и все больше слухов распространялось о чудесах исцеления. Для жителей Пудема Святой ключик стал местом развлечения. Каждое воскресенье старушки шли к нему с бутылками, графинами за святой водой. Этот райский уголок привлекал и молодежь, там фотографировались целыми компаниями.

Церковники установили праздник на ключе - первое воскресенье после Петрова дня. Собиралось огромное количество народа, не умещавшееся на территории ключика. Приезжало много торговцев из ближних и дальних сел, их ларьки занимали все обочины дороги: от Починка чуть не до орловского поля. В часовне беспрерывно проводили молебни. Деньги текли рекой.

После революции все это прекратилось. Воду посылали на анализ, но ничего целебного в ней не нашли. В годы войны изгородь растаскали на дрова. Лестница, скамейки, ворота тоже исчезли. В колоде ключика начали полоскать белье. Часовню отдали школе. Там во время войны учились дети (здания школа были отданы под госпиталь).

В 60-х годах, когда у совхоза появилась потребность в воде, на месте истока ключика построили насосную башню, а оттуда по трубам вода пошла в совхоз и к жителям. Сейчас они пользуются этой прекрасной водой.

ВЫТЯГИ (ПОЛУОСТРОВА)

Вытяги. Большая и Маленькая. Это на западном берегу пруда. Большая вытяга на севере ограничена рукавом пруда, идущим к речке Кещуру, а на юге - маленький рукав по реченьке Кальяновке. Берег пруда Большой вытяги был и остается любимым местом купания, так как там есть места с песчаным дном, уходящим на глубину постепенно. И не страшно здесь купаться.

От Большой вытяги в сторону острова вытянулся участок суши - это Маленькая вытяга. В зависимости от уровня воды в пруду очертания вытяги менялись. Весной, а большую воду, - это остров. Летом вода убывала, и остров превращался в полуостров. Тогда Маленькая вытяга больше походила на какого-то допотопного животного с длинным хвостом и острым носом.

Вытяги были любимым местом мальчишеских игр в разбойники и войну.

ПНИ НА ДНЕ ПРУДА

К 40-м годам XX века плотина деревянная стала совсем дряхлой, но ремонтировать было некогда: началась война. Правление завода с разрешения вышестоящих организаций решило держать низкий уровень воды в пруду. Да еще завод вырабатывал воду. И дно пруда обнажилось. На дне оказались пни деревьев, которые были срублены свыше 20 лет назад. Эти древние пни были похожи на страшных чудовищ. Население решило заготовить их на дрова. Говорят, что дрова были очень жаркими. И сейчас еще на дне пруда много таких коряг - бывших пней.

ПРУДКИ

В конце прошлого столетия в среде землевладельцев появились личности, которых в литературе называли культурными хозяевами. К таким можно отнести Мечева Г.Е. Он был конторский служащий, но имел лучшие кулиги, лучшие покосы. Он стал богатым человеком и применял на своей земле новшества: вместо сохи пахал плугом, появилась железная борона, приобрел конную косилку. Он же сделал первый прудок-садок.

Из воспоминаний Горшкова: «Часто на телегах привозили большие деревянные бочки с рыбой в воде. Бочки подвозили к берегу прудка и опрокидывали. Рыба оказывалась в воде. Нас прогоняли и ставили сторожей. Летом в хороший день к пруду приходили хозяева с гостями с корзинками, ведрами. Лишнюю воду выпускали, и рыбу ловили сачками, даже руками. Барышни смеялись, визжали, ладошками хлопали. Мы с ребятами тоже помогали ловить, и нам потом давали по рыбине, а то и по две. Мы, довольные, убегали и отдавали рыбу матерям».

ИЗВЯСКИ. ПАСЕКА.

В Пудеме два места носят название Извяска: одно на Починке недалеко от Святого ключика на увале, второе – по озерской дороге недалеко от Дикого озера. Когда-то здесь брали известь для завода. На месте шахт остались ямы, где играли мальчишки. А на починке, за огородами, на месте извяски разрослись шиповник, вересняк, можжевельник, рябинник и др.

Еще до революции предприимчивый торговец Дуняшев Савин Самсонович устроил здесь пасеку. Лучшего места было не найти: рядом луга, поля, лес. На горе поставил забор, домик-омшанник, привезли ульи, наняли пчеловодку сторожа. И дело пошло.

Пчеловодка была опытная, старательная, и пасека стала разрастаться. В период медосбора Дуняшевы всей семьей выезжали на пасеку с бочкой для меда. Мед Дуняшев увозил куда-то на продажу. Дети на починке с ломтями хлеба бежали к пасеке, и Савин, не скупясь, намазывал мед на ломти. Ребята, довольные, убегали.