Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Трефилов В. » Символ Удмуртии – белый лебедь

Краеведческие заметки

Трефилов В.

Символ Удмуртии – белый лебедь


Трефилов В. Символ Удмуртии – белый лебедь / В. Трефилов // Сельская правда. – 2000.

О геральдике Удмуртии

На двадцатой (внеочередной) сессии Верховного Совета Удмуртской Республики двенадцатого созыва (4 ноября 1993 года) были приняты Постановления о Государственном флаге и Государственном гимне УР. На двадцать третьей сессии 26 апреля 1994 года Верховный Совет принял Постановление о Государственном гербе УР. Изображения герба и флага, представленные несколькими авторами, были приняты не сразу. Они были представлены в разных вариантах.

Из проектов новых государственных символов, поступивших на рассмотрение комиссии по символике, поощрительных премий удостоились соавторы В. Ковальчуков - главный дизайнер госпредприятия «Ижевский механический завод» и Е. Шумилов - старший преподаватель Удмуртского госуниверситета, кандидат искусствоведения.

В их варианте на первом месте был изображен цветок италмаса в зеленом круге. А сам флаг представлял собой полотнище российского трехцвета: белого, синего и красного. Проект герба был изображен в виде щита (какие обычно изображены в гербах городов), на котором также размещался италмас. Поле щита по горизонтали делилось на три части, как и российский флаг. В первом варианте щит окружал венок из зеленых листьев, во втором - венок из зерновых колосьев, перевитый трехцветной лентой.

Остановив свой выбор на италмасе, авторы исходили из того, что в удмуртском фольклоре образ матери, родины часто был связан с италмасом. Второе название цветок носил «гудыри сяська»; что переводится дословно "цветок грозы". По народным преданиям, человек, погубивший его, оказывался пораженным грозой.

Проекты В. Ковальчукова и Е. Шумилова с италмасом в центре флага и герба, окруженного венком колосьев, вызвали возражение тем, что они копировали гербы союзных республик (тот же венок колосьев). Поскольку цветок италмас (семейство лютиковых) растет на огромных просторах Сибири, Урала и европейской части страны, многие сочли, что этот цветок не может олицетворять лишь удмуртскую государственность не приняли оппоненты и желтый цвет, как чуждый для традиционной палитры удмуртского и финно-угорского искусства.

Первую поощрительную премию получил Ю. И. Лобанов, художественный редактор журнала «Инвожо», выпускник факультета худграфа Удмуртского госуниверситета.

Проект герба Ю. Лобанова представлял собой красный круг с белой птицей-человеком, распахнувшей крылья. Но в начальном проекте крылья были опущены вниз. Лебедь-человек напрямую связан с культурой периода завершения образования племенных объединений удмуртов в междуречье Камы и Вятки в III-IХ веках. Считается, что у предков удмуртов 77 родов. Нынешние населенные пункты Можга, Пурга, Омга, Бодья, Игра (Эрга) и другие названы по имени родов. Каждый из них имел свой собственный пус (знак, символ), изображающий, как правило, животных: голову медведя, лежащую между лап, хищную птицу с одной или несколькими головами и человеческой личиной на груди, или хищную птицу, клюющую голову животного. Манера изображения животных и человека вместе получила общее название «звериный стиль» Он пришел к финно-угорцам из более раннего периода, когда охота была основным занятием. И тот птицевидный идол, который Юрий Лобанов использовал для герба, был отлит из бронзы в IХ-Х веках. Этот птицевидный символ носили как нашивку на одежде пермские шаманы. Копию этого символа в раннем проекте изобразил Ю. Лобанов (этот бронзовый идол птицы находится в Пермском областном музее). Крылья птицы были опущены вниз. Оппоненты с этим не согласились, и художник поднял крылья птицы-человека в широком размахе.

Солярные (космические) знаки на гербе и флаге — знаки луны, солнце и звезд. Таким образом, получилось, что удмуртов как бы оберегают два светила: днем - солнце, а ночью - луна.

А трехцветное построение флага отражает представление финно-угорских народов о трехъярусной модели мироздания. Бог-демиург удмуртов Инмар (создатель мироздания, космоса) делит мир на три основные зоны: верхнюю (белый цвет) - небо, среднюю (красный цвет) - землю, цвет солнца, жизни, крови, главным божеством которой является Кылдысин, нижнюю - загробный мир (черный цвет), которым правит Шайтан.

Обобщенный образ белого лебедя-человека стал символом возрождения, мудрости, жизнеутверждения, потому что птица-человек – это символ птицы-матери, которая дает жизнь. А по преданиям, является еще и символом обиталища душ умерших. Большой солярный знак является земным, а малые – воплощением космических оберегающих сил.