Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведческие заметки » Жилин С. » Начиналось с Демидовых…

Краеведческие заметки

Жилин С.

Начиналось с Демидовых…


Жилин С. Начиналось с Демидовых… / Сергей Жилин // МК в Ижевске. – 2003. – 26 марта-2 апреля. – С. 14.

ОКРАИНА
                                                        Мой город детства, ты смешон.
                                                        Зачем я здесь блуждаю снова?
                                                        Вблизи ты начисто лишен
                                                        Очарования былого.
                                                        Здесь в знойный день на окнах пыль,
                                                        Дома как будто в серой краске...
                                                        И ничего от детства сказки,
                                                        Лишь зауряднейшая быль!
                                                                                 Маргарита Зимина

Выгодная покупка

Камбарка, как и большинство городов Удмуртии, возникла в восемнадцатом веке. В то время потянулись российские заводчики на Урал да в Прикамье. В Центральной России, известное дело, размах не тот: лесов намного меньше стало, энергии рек для расширения заводов не хватает, дьяки да подъячие, кляузники-соседи над душой стоят. А на Урале есть где развернуться - простор и воля. Воля, само собой разумеется, не для всякого. Каменный пояс - истинно рай на земле для того, кто ни Бога, ни черта не боится, кого совесть по ночам не тревожит! Таков был знаменитый тульский кузнец Никита Демидович Антуфьев, первый Демидов в длинном ряду уральских заводчиков.

Только наследнику его - Акинфию Никитичу Демидову и этот край тесен показался. Отправил заводчик своих доверенных слуг на западный склон Урала и в Прикамье, дабы разведали они подходящие для новых заводов места. В 1741 году выкупил Акинфий Демидов у башкир в устье реки Камбарки почти 37 тысяч десятин земли за смешную цену – всего-то 120 рублей. Так что было где «статскому советнику Демидову и жене его детям и прочим наследникам заводы заводить и всякое поселение строить и для пашни земли расчищать руды искать и леса в заводское и куренное произведение употреблять...» Текст этого документа дал прочесть мне камбарский фотограф и краевед Разиф Мирзаянов.

Камбарские летописцы

Людей, интересующихся местной историей, здесь достаточно. Одним из зачинателей камбарского краеведения по праву считают П. А. Плешакова. Именно он был организатором и первым директором народного музея - более 15 лет, между прочим, бесплатно работал. А в 1979 году его экспозиция стала основой открывшегося Камбарского филиала музея республиканского.

В прошлом году издана «Летопись города Камбарки (1741-2002 гг.)». Подготовила ее к изданию А. И. Гурова, но на титульном листе стоит и имя уже покойного П. А. Плешакова. Еще прежде выходила книга А. Новикова «Земля камбарская родная».

Перед поездкой в Камбарку порылся я в домашнем архиве, где и обнаружил несколько любопытных материалов камбарского краеведа Бориса Николаевича Панкратова. Один из них был посвящен камбарским прозвищам - традиция, роднящая местных заводских рабочих с обитателями других уральских вотчин Демидовых. Ванька Лишний, Ерепеня, Потема, Обабок, Батала, Коряка - вряд ли Бажов пренебрег бы так назвать своих героев. Многие городские прозвища собраны камбарским музеем.

Понятное дело, первыми заводскими рабочими были уральцы - крепостные переселенцы с Шахвинского, Усольского, Кунгурского и других заводов. Эти названия также закрепились за районами будущего города-завода - Шахва, Усолье...

Наследники

А завод не сразу возник. Долго Бог грехи Акинфия Демидова терпел, однако всему свой срок. Помер заводчик на 67-м году жизни, немало пожив для того времени. Долго делили три его наследника доставшееся богатство. До императрицы Елизаветы Петровны дошло дело. Тогда и досталась Камбарская лесная дача среднему сыну - Григорию Демидову. Подал он ходатайство в Берг-коллегию, дабы разрешили ему строить на реке Камбарке молотовые фабрики. Чиновники явно не спешили, но в 1761 году здесь все-таки начали строить плотину. До конца строительства Григорий Акинфич не дожил, достался строящийся Камбарский завод его сыну Павлу Демидову.

Павел Григорьевич Демидов - личность в российской истории примечательная. О нем писал в своей книге «Старое житье» М. И. Пыляев: «Павла Григорьевича называли скупым, потому что он не давал обедов и тратил на себя не более 6-7 рублей в месяц и вообще вел жизнь крайне воздержную... Этот Демидов был человек строгой честности, делал также много добра и составил себе богатую библиотеку. Он основал Демидовский лицей в Ярославле». Лицей этот, кстати, в 1811 году приравнен был к университетам. Павел Демидов недолго владел строящимся Камбарским заводом и продал его через пару лет брату Александру.

Камбарский завод, конечно, никогда не достиг размаха Ижевского или Воткинского заводов, но и его продукция была заметной в России - поначалу кричное, а в XIX веке и пудлинговое железо.

Перманентные трудности

Заводу не раз доводилось проживать трудные времена. В декабре 1773 года заводское начальство на коленях, с хлебом-солью встречало пугачевцев, потому завод, хотя и бездействовал почти девять месяцев, но устоял.

В 1832 году другие наследники - Петр и Павел Демидовы - обращались к Николаю I с ходатайством о покупке своих заводов, в том числе и Камбарского, в казну, да только получили отказ. Через три года императору пришлось своим указом учреждать попечительство для управления демидовскими заводами.

Во второй половине XIX века вообще наметился общий упадок не очень крупных металлургических заводов, в том числе и Камбарского литейного. Сто лет назад здесь изготавливали уже кузнечные инструменты, тарантасы, кошевки, телеги, без которых никак не могли обойтись не только местные крестьяне - товар этот охотно покупали и на отдаленных ярмарках. Да это и немудрено, коль эти тарантасы и экипажи получали медали на международных выставках.

В советское время бывший Камбарский литейный, затем литейно-механический завод стал называться машиностроительным, Несмотря на почтенный возраст и новые сложные времена, завод этот еще в 90-е годы прошлого века удерживался на плаву. Во многом благодаря ему Камбарский район считался именно промышленным – доля промышленности в экономике района достигала 90 процентов, из них 3/4 давал машиностроительный завод. Продукция его, хотя по-прежнему и имела отношение к транспорту, была принципиально иной - тепловозы для узкоколейных дорог, вагоны, спецпоезда, путевая техника... Неплохая, должно быть, была продукция, коль имела награды на российских и международных выставках.

Город + завод =

Нынче Камбарский машиностроительный завод опять переживает сложные времена. Система ФГИКов, похоже, не оправдала себя. Еще не так давно на машзаводе работало 2.5 тысячи человек. Ныне количество рабочих сократилось более чем вдвое, но и им сейчас на предприятии по сути нечего делать - в какой-то степени еще заняты служащие и, разумеется, охрана. Для работяг дела нет.

За дальнейшую судьбу Камбарского машиностроительного завода переживают, конечно, все - и городская власть, и районная, и республиканская. Даже в кабинете главы городской администрации Алексея Адамовича Блейле было весьма прохладно - завод практически не работает, потому и с отоплением сложности. Впрочем, это лишь следствие другой проблемы.

- Главное - то, что налоги не поступают, машзавод на сегодня - основная проблема, - поведал Алексей Адамович. - Вчера вот буквально решали вопрос по отключению электроэнергии - вроде пока получили отсрочку. Накануне же провели совещание, договорились с заводом, что до конца отопительного сезона срывов они не допустят. Машзавод – градообразующее предприятие, и без него град Камбарка явно не выживет. Камбаряки уповают на Господа Бога, президента Волкова, министра путей сообщения Фадеева... На последнего - не случайно. Продукция Камбарского машзавода должна была быть представлена на выставке, развернутой к приезду министра. Понравится ли, захочет ли?..

Головная боль

Директора предприятий в городах-заводах занимали исключительное положение. Многих из директоров Камбарского машзавода добрым словом вспоминают. Но одно дело - работать в системе, созданной Госпланом: шаг влево, вправо - и душу, и здоровье, и партийный билет вынут. Ну а так - хоть последнее оставят.

Другое дело - о перспективе подумать, а уж тем более самостоятельность проявить. Геннадий Иосифович Кульганек посмел, за что и «съеден» был не без помощи первого секретаря обкома партии Марисова.

Восемь лет директорствовал на Камбарском машзаводе Геннадий Иосифович. «Социалка» при нем развернулась - по сто семей машиностроителей ежегодно праздновали новоселье, Это ли не достижение для Камбарки, где и ныне жителей не густо!

Геннадий Иосифович одним из первых понял, что надо начинать реконструкцию завода и приступать к освоению новой продукции. Он тогда уже предвидел, что узкая колея - пройденный заводом этап. Узкоколейные же тепловозы в то время были основной продукцией. Продукция не пошла, как только открыли «железный занавес». Даже бывшие собратья по соцлагерю стали предпочитать австрийские тепловозы, ибо они хоть и дороже обходились при покупке, но в эксплуатации оказались гораздо дешевле, В конце концов камбарские узкоколейные тепловозы перестали быть востребованными даже во Вьетнаме. Ныне Г. И. Кульганек живет на Украине. Мне рассказывали, что он там стал директором крупного завода и даже... прокладывал впоследствии рельсы в тоннеле под проливом Ла-Манш. Вообще все рассказы о Геннадии Иосифовиче проникнуты чуть ли не детским восторгом - вот это размах!

Но и для него восемь лет директорства в Камбарке - не пустой звук, не просто очередная ступенька в карьере. Осенью прошлого года, когда отмечали 235-летие завода, среди прочих поздравлений камбарская районная газета «Камская новь» опубликовала и поздравление бывшего директора завода, переданное по телефону: «Конечно, Камбарка - это не центр России. Но такими городами, такими великими тружениками, как машиностроители, живет и богатеет наша держава».

Вся история города-завода Камбарки подтверждает это. Трудные времена приходят и уходят, а демидовская Камбарка - вот она, выросла вокруг завода. Много здесь знали взлетов и падений, не одну лихую годину пережили, не одну беду осилили сообща, всем миром. Рабочие руки на машзаводе есть. Значит, и светлые головы снова появятся.