Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Книги о городах и районах Удмуртии

Любовь моя – дебесская земля

"Краткий экскурс в историю"

Заселение верхочепецких земель - именно так географически определяется территория Дебесского района - началось в эпоху великого переселения народов. Основная часть дебесских первопоселенцев пришла со средней Камы, меньшая - с Вятки. Обе группы относились к родственным финноязычным племенам Вятско-Камского региона. Кроме них среди первых дебесских жителей прослеживается и угорский элемент. Дебесские «угры» тоже пришли с Камы.

К планомерному изучению дебесских древностей археологи приступили с 1960-х годов. На относительно небольшом пятнадцатикилометровом участке, в основном по правому высокому берегу Чепцы от Дебес до Тольена, ими обнаружены несколько средневековых селищ, городищ и могильников. Самый значительный из этих археологических памятников - Варнинский могильник. Он функционировал с V по XI век нашей эры. Благодаря его материалам ученые получили уникальную возможность проследить развитие материальной и духовной культуры, а также социальных отношений предков современных удмуртов на протяжении нескольких столетий.

Все археологические памятники в своей основе относятся к так называемой поломской археологической культуре V-IХ веков (такое название ей дано потому, что подобные памятники впервые были обнаружены и исследованы около с. Полом Кезского района в тридцати километрах от Дебес вниз по течению Чепцы). Как выяснилось, расцвет культуры дебесских поломцев относился к VIII веку. В это время близ современных населенных пунктов Варни, Дебесы, Лесагурт и Тольен появились сразу несколько новых поселений. Дебесские поломцы вели комплексное хозяйство: подсечно-огневое земледелие, разведение крупного рогатого скота и лошадей, охота, рыболовство, различные промыслы - черная и цветная металлургия, костерезное дело, изготовление глиняной посуды. Первые жители Дебесского района уже знали и срубные дома - корка {удм. кор - бревно, куа - шалаш).

В Х веке дебесские поломцы стали переселяться на среднее течение р.Чепцы в район современных пос. Балезино и г. Глазова. В то время здесь начал формироваться центр чепецкой археологической культуры. С одной стороны, она была генетическим продолжением поломской культуры, с другой - стала ядром складывавшейся общности прямых предков современных северных удмуртов. Причиной переселения первых дебесцев могли быть и оскудение плодородия почв на ранее обжитых местах в результате экстенсивных форм землепользования, и военные набеги усиливавшихся в этот период южных соседей - волжских булгар.

С XI века верхочепецкие земли на территории Дебесского района начали пустовать. Хотя сама Чепца и волоки между ее истоками и притоками Камы использовались как торговый путь, связывавший Среднюю Азию через Южный и Средний Урал с Вяткой, а по ее притокам - с новгородскими владениями. Пользовались данным путем и для военных походов. В частности, в «Повести о стране Вятской» говорится о походе новгородских ушкуйников с Камы по Чепце до Вятки в 1181 году. (По мнению некоторых кировских историков, это было в 1374 году.) По окончании грабительского набега на чепецкие земли ушкуйники основали на р. Вятке укрепленное поселение, ставшее впоследствии губернским г. Вятка (современный г. Киров). С укреплением позиций Вятской земли связано вторичное заселение брошенных первопоселенцами территорий в верховьях Чепцы.

Первые упоминания о современных населенных пунктах Дебесского района относятся к XVII веку. Сведения о самых старинных селениях - с. Дебесы, а также деревнях Варни и Нижний Шудзялуд - зафиксированы в переписной книге 1646 года. В 1654 году появляется д. Тольен, в 1678-м - Ариково, в 1680-1690-х годах - Уйвай, Дзилья и Шабалюк.

Основными засельщиками дебесских земель были удмурты рода (воршуда) Порга из современного с. Большая Пурга Игринского района. Также переселялись из с. Полом Кезского района.

Свои починки и деревни новопоселенцы основывали по высоким правым берегам рек Чепца и Ита. Позднее, в XVIII - первой половин XIX века, жители самых первых селений района начинают основывать деревни по притокам Чепцы и Иты. Одновременно, хотя и в значительно меньшей степени, верхочепецкие земли продолжают заселяться удмуртами со средней Чепцы. К последней трети XIX века заселение территории Дебесского района удмуртскими крестьянами почти полностью закончилось. К этому времени здесь насчитывалось более ста удмуртских деревень и починков.

Русские (из бывших экономических крестьян) стали селиться в Дебесском районе с конца XVIII века. Первых русских землепашцев на дебесской земле зафиксировала V ревизская сказка (1795 г.). Они обосновались в д. Тольен. Это были переселенцы с низовьев Чепцы, из-под современного г. Кирово-Чепецка Кировской области.

Поначалу все русские крестьяне подселялись в удмуртские деревни, стоящие на Сибирском тракте. Лишь в XIX веке они стали основывать свои чисто русские селения. Первой русской деревней в Дебесском районе были Лобаны. Ее основали в начале столетия крестьяне из с. Петропавловское Пермской области.

Пик переселения русских крестьян пришелся на первые пореформенные десятилетия – 1870-1880-е годы. Русские приезжали из центральных уездов Вятской губернии - Вятского, Нолинского, Уржумского, Малмыжского, а также Глазовского. При этом заселялись ранее не освоенные удмуртами водоразделы притоков Чепцы и Иты. К началу XX века на территории Дебесского района было уже почти четыре десятка русских деревень.

В 1682 году через Дебесы до Кунгура пролегла дорога. Позднее ее стали называть Сибирским трактом. Ее прокладывали одновременно как казанские, так и вятские служилые люди. Во второй половине XVIII века она была утверждена официальной государевой дорогой в Сибирь. Причем в Дебесах соединялись две ее ветви: одна шла из Москвы, другая - из Петербурга.

Ехавшим в Сибирь или из Сибири приходилось в обязательном порядке останавливаться на дебесском почтовом стане. Среди них были многие знаменитые и великие люди Российской Империи: А. Н. Радищев, останавливавшийся в Дебесах по пути в Илимский острог в 1790 году; М. М. Сперанский, в 1812 году отправленный Александром I в пермскую ссылку; сам Александр I, в 1824 году возвращавшийся с Урала в Петербург и потому имевший ночлег в Дебесах... В 1826 году через Дебесы в Сибирь проследовали первые партии осужденных на каторгу декабристов. В 1835 году в Дебесах пришлось побывать А. И. Герцену, из пермской ссылки направленному в ссылку вятскую. В 1848 году поневоле почтили вниманием Дебесы петрашевцы, а среди них и Ф. М.Достоевский. В 1854 году в Дебесах передохнул М. Е. Салтыков-Щедрин, направлявшийся из Вятки в Пермскую губернию для проведения следствия по делу о старообрядцах. В 1864 году, ожидая смены лошадей на почтовой станции, ступал на дебесскую землю Н. Г. Чернышевский (по преданию, именно он посоветовал одному из дебесских ямщиков открыть в селе школу).

Проезжали и проходили через Дебесы не только знаменитые, но и десятки тысяч безвестных ныне людей: переселенцы на благодатные земли Сибири, разные служилые чины, арестанты, отправляемые на поселение, каторгу и т. д. Да и русские крестьяне, выбравшие своим новым местом жительства дебесскую сторону, добирались сюда тоже по Сибирскому тракту. Все это, конечно, сильно повлияло на уклад жизни, быт и культуру дебесских удмуртов.

Удобное расположение на Сибирском тракте стало причиной и того, что в Дебесах был открыт один из самых первых православных приходов Удмуртии. Крестил дебесских удмуртов будущий митрополит Казанский и Свияжеский Вениамин (в миру – Василий Григорьевич Пуцек-Григорович). Именно под его руководством впоследствии в Санкт-Петербурге была издана первая грамматика на удмуртском языке.

Церковь в Дебесах освятили в честь Св. Николая Чудотворца в 1751 году. Ее деревянное здание было построено по обычному для удмуртских новокрещенных приходов стандартному проекту. К началу XIX века церковь обветшала. Вместо нее в 1816 году началось возведение каменного храма. Автором архитектурного проекта, по мнению известного краеведа доктора исторических наук Шумилова, был Семен Емельянович Дудин, ученик А. Д. Захарова, создавшего шедевр русской архитектуры - здание Адмиралтейства в Петербурге. По окончании строительства в 1846 году новая дебесская Троицкая церковь «по своему благолепию» стала одной из лучших в северной Удмуртии.

К рубежу XIX-XX веков дебесские удмурты уже полностью осознавали себя православными христианами. В этот же период на территории района были созданы новые приходы и открыты церкви в Тыловае, Большой Чепце, Уйвае и Верхнем Четкере. Причем в последнем населенном пункте церковь построили в 1921 году. Это был один из немногих храмов в Удмуртии, освященный после Октябрьской революции. В 30-е годы XX века советская власть православных уже не баловала, и к началу Великой Отечественной войны все дебесские церкви подверглись насильственному закрытию. Более того, чуть позднее храмы в Дебесах и Тыловае были полностью уничтожены.

Во второй половине XIX века Дебесская волость была одной из самых густонаселенных волостей Сарапульского уезда Вятской губернии. Малоземелье вынуждало дебесцев заниматься различными кустарными промыслами. Продукция кустарей сбывалась на еженедельных базарах в с.Дебесы. Кроме базаров в Дебесах, проводилось еще несколько ярмарок - две Никольские, Троицкая, Спасская и другие. На базары и ярмарки приезжали с огромной округи, в которую входило около полутора десятка волостей Сарапульского и Глазовского уездов. Привлекали эти торжки в первую очередь тем, что Дебесы стояли на пересечении двух веток Сибирского тракта. Кроме того, в 1870-е годы была построена еще одна дорога. Она соединила Дебесы с Воткинском, откуда на базарные и ярмарочные торги для дебесских покупателей доставлялась продукция Воткинского железоделательного завода. Дорога из Воткинска на Дебесы прошла через Тыловай. Благодаря ей и Тыловай к началу XX века стал довольно крупным торговым селом.

Бурное развитие экономики и торговли в Дебесской и соседних с ней волостях во второй половине XIX века способствовало тому, что через эти территории в 1902 году проектировалось провести железнодорожную ветку Кыштым - Чепца. Была проведена большая изыскательская работа. Уже намечалось непосредственно приступить к строительству, но началась русско-японская война. За ней последовала Революция 1905-1907 годов, чуть позднее - Первая мировая война. Все эти события помешали осуществить намеченные планы строительства железной дороги, которая могла бы кардинально изменить социально-экономический облик Дебесской волости.

Тем не менее облик волости значительно изменился после Октября 1917 года. 1 января 1918 года в Дебесах была установлена советская власть. Начались серьезные преобразования, затронувшие самые глубинные основы крестьянского мира. Нововведения дебесцами воспринимались очень болезненно. Положение усугубила междоусобица, разделившая всю страну на противоборствующие лагеря.

Гражданская война на территории Дебесского района «прошла» два раза. Первый раз - в 1918 году, когда в ходе ижевско-воткинского белоэсеровского восстания повстанцы пытались со стороны Воткинска дойти до станции «Чепца» по железной дороге Пермь-Котлас. В случае успеха они лишили бы части Красной Армии, сражавшиеся на Урале, поддержки тыла. Поэтому, чтобы не допустить захвата железной дороги Пермь-Котлас, на пути повстанцев в качестве заслона на территории Дебесской волости была срочно создана Особая Вятская дивизия под руководством уроженца Дебесской волости С. И. Малыгина. В сентябре 1918 года она сумела отразить наступление белоэсеровских отрядов на самых подступах к Дебесам, а в ноябре ее полки участвовали в подавлении восстания уже в самом Воткинске.

Вторая волна Гражданской войны захлестнула Дебесский район в апреле 1919 года во время наступления Колчака. До июньского контрнаступления Красной Армии дебесцы находились под властью белых. При этом в ходе мобилизаций, проводившихся как красными, так и белыми, у многих дебесцев ближайшие родственники оказывались во враждующих лагерях.

Окончание Гражданской войны ознаменовалось важным событием - 4 ноября 1920 года была создана Вотская автономная область. В ее составе в 1921 году появился Дебесский уезд. В него входило 12 волостей. Центром уезда стали Дебесы, получившие статус города. Правда, городом Дебесы были лишь до 1924 года. В этом же году упразднен и Дебесский уезд.

В 1929 году провели новую административную реформу, в результате которой на карте Удмуртии появился Дебесский район. И хотя границы его еще не раз меняли свои очертания, именно эта дата стала новой точкой отсчета в жизни дебесцев. К тому же с этого времени начались преобразования, во многом предопределившие дальнейший ход дебесской истории.

Уже в 1929 году в Дебесском районе стали создаваться первые колхозы. Но массовое их создание началось чуть позднее. При этом окончательно развеялись надежды дебесских крестьян стать полноправными собственниками своих земельных наделов. Дело в том, что с 1870-х годов до 1917 года дебесцы исправно платили так называемые выкупные платежи, определенные еще царскими реформами сразу после отмены крепостного права. 1 января 1931 года заканчивался срок выплаты этих платежей, и с этого же времени дебесцев в массовом порядке стали объединять в коллективные хозяйства. К началу 1940-х годов в Дебесском районе уже не оставалось единоличных крестьянских хозяйств, в ходе коллективизации было образовано почти 150 небольших колхозов. Даже кустари были объединены в 5 промышленных артелей, самой крупной из которых была артель «Красный кустарь» в с. Дебесы (на ее основе впоследствии был образован комбинат бытовых услуг).

22 июня 1941 года мирный труд дебесцев был прерван. На фронты Великой Отечественной за весь период войны ушли почти 6 тыс. мужчин Дебесского района - каждый второй. И каждый второй из ушедших не вернулся. Да и из 3 тыс. вернувшихся после победы над врагом почти 2 тыс. имели ранения, были инвалидами. Вся тяжесть трудных военных и первых послевоенных лет на колхозных работах лежала на плечах женщин, стариков, детей.

Во время Великой Отечественной войны в Дебесах был открыт детский дом для эвакуированных литовских детей. Приехали они в Дебесы летом 1941 года - более двухсот пятидесяти человек вместе с учителями и воспитателями. Директором литовского интерната, который располагался в общежитии и учебных корпусах педагогического училища, был мужчина по фамилии Коищунас, завучем - молодая добродушная женщина Елена Эйдукайтите. Также им было выделено только что построенное двухэтажное бревенчатое здание, первый этаж которого был оборудован под столовую (ныне в этом здании располагается районная библиотека). Литовские дети и взрослые были приняты очень гостеприимно, были обеспечены всем необходимым: одеждой, учебниками, топливом.

В конце ноября 1944 года, после трехлетнего пребывания в Дебесах, воспитанники и воспитатели литовского дома-интерната возвратились на родину. К этому времени почти вся Литва была очищена от гитлеровских захватчиков. Вернувшись на родину, «дебесские» литовцы закончили школы, обзавелись семьями, но из их памяти не могли исчезнуть бесследно годы жизни в Дебесах. Создалось общество дебесско-литовской дружбы, происходил обмен делегациями, особенно среди школьников. Спустя 25 лет литовские дети, теперь уже взрослые люди, приезжали в Дебесы. Это был большой праздник для обоих народов. В результате этой дружбы в Дебесах появилась улица Литовская.

К началу 1960-х годов экономическое развитие Дебесского района сумело выйти на рубежи предвоенных показателей, но в это же время Дебесский район подвергся еще одному крупному потрясению. В ходе Хрущевских реформ в 1962 году его упразднили. Более двух лет дебесцы числились кезцами. В 1965 году Удмуртия вернулась к прежнему административному делению. Дебесский район был восстановлен. После этого границы его уже не менялись. С этого же времена начинается новейшая история дебесцев, которая продолжается и поныне.