Библиотека им. В.М.Азина

Библиотека в настоящее время расформирована.
Данный сайт поддерживается в частном порядке
и не имеет отношения к библиотечной системе города.

Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Главная » Краеведение » Интересные люди Удмуртии » Краеведение » Раритетные издания » Очерки истории Удмуртской АССР. Том 1.: Эпоха производства орудий труда из железа

Раритетные издания

Очерки истории Удмуртской АССР. Том 1.

Глава
"Первобытно-общинный строй на территории Прикамья и Удмуртии"

Эпоха производства орудий труда из железа

В начале I тысячелетия до н. э. на восточном полушарии Земли началось производство орудий труда из железа. Древние племена центральной части Европейской территории СССР в изготовлении орудий труда стояли на общем уровне развития производительных сил других племен человеческого общества. В начале I тысячелетия до н. э. среди них быстро распространяется производство железа. Его внедрение по степной полосе Европейской части СССР связано со скифской культурой.

Скифов принято считать потомками племен срубной культуры, которые в эпоху бронзы заселяли бассейн средней Волги и вместе с абашевскими племенами южного Приуралья занимали область племен, перешедших от охоты и рыболовства к разведению скота. Занявшись кочевым скотоводством, скифские племена расселились по районам нижнего Поволжья и Приазовья. Здесь они смешались с местными племенами. Установление в конце VII-начале VI веков до н. э. господства скифов на большой части степных и лесостепных зон восточной Европы являлось периодом расцвета железного века. У племен Прикамья производство орудий труда из железа началось примерно с VIII века до н. э.

До этого времени власть природы над человеком продолжала оставаться настолько значительной, что его экономическое и культурное развитие во многом зависело от особенностей географической среды занимаемой территории. Благоприятные природные условия для жизни человека позволяли ему в эпоху неолита и бронзы достигнуть довольно высокого экономического и культурного развития. В южных районах уже в эпоху бронзы общественно-экономическое развитие племен завершилось распадом родового строя и формированием рабовладельческих государств.

В иной географической среде оказались племена, обитавшие к северу от рабовладельческих государств, в более суровых климатических условиях. Лишь технический переворот, вызванный появлением железа, позволил им намного расширить свою власть яад природой, повысить жизненный уровень. Железо привело к преобразованию всей общественной жизни.

В первом тысячелетии до н.э. племена Прикамья благодаря производству железа также вступили в следующий, более высокий этап истории. Железо дало им возможность заняться полеводством «на больших площадях, расчищать под пашню обширные лесные пространства. Оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных металлов.

Начальный период производства железа на территории Прикамья отложился в памятниках Ананьинской культуры (VIII-III века до н. э.). Она получила наименование по известному могильнику у села Ананьино, близ Елабуги, на правом берегу Камы, и имеет преемственную связь с культурой Прикамья эпохи бронзы.

Территория, отмеченная памятниками Ананьинской культуры, велика. Она охватывает верхнюю Каму почти до г. Перми, низовье реки Белой, реку Вятку до г. Кирова и выше, захватывает часть Поволжья до реки Ветлуги и заходит на правый берег Волги в районе г. Казани.

Ананьинская культура по времени бытования одновременна и однотипна с Дьяковской культурой верхнего Поволжья. Установлено, что городища Ананьинской и Дьяковской культур принадлежали племенам финно-угорской языковой семьи. Дьяковские городища верхней Волги, по-видимому, принадлежали племенным группам предков эстов, мери, веси и мурома, а на реке Оке - предкам мордвы. Причем последние выделяются в особую культуру под наименованием Городецкой. Ананьинская культура была создана племенами предков мари, удмуртов, коми-пермяков, коми-зырян.

Все основные орудия производства ананьинцы изготовляли из железа. Железный топор и серповидные ножи сыграли решающую роль в широком распространении подсечного земледелия. Оно определило выбор мест поселений и повлияло на создание более прочной базы для оседлого скотоводства.

Охота и рыболовство окончательно оттеснялись на второй план развивающимися скотоводством и земледелием. Земледелие велось подсечное, при помощи ручных мотыг. Скотоводы разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Однако в лесной части края животноводство во многом регулировалось возможностями заготовки кормов и необходимостью содержать скот в утепленных помещениях.

Развитие хозяйства, основанного на подсечном земледелии и скотоводстве, укрепило экономику патриархальных родовых общин. Оно стало базой для неравномерного накопления общественного богатства (главным образом в виде скота) внутри отдельных родов, к усилению междуродовых конфликтов, которые выражались в вооруженных столкновениях. Это приводило к необходимости более эффективных мер защиты достояний рода, к строительству укрепленных родовых поселений. Такие укрепленные поселения, дошедшие до нас в виде городищ, располагались обычно на возвышенности между реками, ручьями или оврагами, на небольших площадях (в 50 на 60 метров). С двух сторон они защищались естественными обрывами, а с третьей, открытой стороны, глубоким искусственным рвом и земляным валом, гребень которого дополнительно укреплялся бревенчатым частоколом и стенами. В таком городище размещалась родовая община, члены которой, вероятно, жили в небольших многоочаговых жилищах.

В период Ананьинской культуры патриархальный род становится безраздельно господствующим. Об этом свидетельствует, в частности, резкая качественная разница между мужскими и женскими погребениями. Мужские погребения, как правило, содержат оружие, орудия труда и украшения, а женские – только украшения, и из орудий труда лишь ножи.

Заметно при этом и разделение труда. Появляются мастера-литейщики и кузнецы, обладающие особыми знаниями и умением. Укрепление экономики сделало возможным развитие таких отраслей хозяйства, продукция которых шла на обмен с соседними племенами. В памятниках Ананьинской культуры найдено большое количество ввозных предметов, свидетельствующих об этих обменных связях.

Ближайшими соседями ананьинцев являлись сарматские кочевые племена, отдельные этнические группы которых обитали в лесостепной части камского левобережья.

В период Ананьинской культуры наряду с изготовлением орудий труда из железа население продолжало широко пользоваться бронзовыми орудиями труда, в производстве которых ананьинцы достигли высокого мастерства. Встречаются бронзовые кельты специфической «ананьинской» формы, наконечники дротиков, трехгранные наконечники стрел, копья, кинжалы, секиры, клевцы, ножи, удила, долота (мотыги), шилья, иглы, украшения и другие вещи.

У ананьинцев было довольно развитое искусство. Бронзовые и костяные изделия, особенно оружие и украшения, часто покрывались орнаментом геометрического типа и так называемого «звериного» стиля.

Изготовлялись и скульптуры. Например, над втулкой бронзовой секиры изображалась голова хищной птицы, а задняя часть украшалась головой волка.

Но чаще встречаются орнаменты из рельефных линий в форме треугольников, дуг, «ёлочек», в виде спиралей, кругов, косых крестов.

Религиозные представления ананьинцев были характерными для патриархального общества. Могильник являлся святыней всего рода. Среди могил выделялись богатые мужские погребения, особенно военачальников (ананьинский могильник).

В особом ритуале погребений для отдельных членов рода определялось стремление закрепить в сознании рядовых членов рода преимущественное положение военачальников и глав родовых общин.