Библиотека им. В.М.Азина Центр удмуртской культуры и краеведческой литературы г.Ижевска
Сделать стартовойПоставить закладкуНаписать письмоРаспечатать страницу
О нас Проекты Творчество Первая публикация Экологическая страница Краеведческие заметки Виртуальные выставки Финноугорские народы России Наши мероприятия Полезные ресурсы Контакты Карта сайта  

Книги о городах и районах Удмуртии

Вавож.
история православного села и его святынь.
1751-1999

Глава
"Сколько лет Вавожу?"

Этот вопрос с исторической точки зрения не очень корректен. Любители юбилеев должны первоначально определиться: чей же юбилей они собираются отмечать. Деревни, села, волости, районного центра?

Деревня - это небольшое поселение без церкви, входящее в приход какого-нибудь православного села. Впрочем, в начале XVIII века в вятской глубинке сохранялось немало языческих поселений, вообще никуда не входивших. Русское слово "деревня" происходит не от "дерева", а от "драть" - расчищать землю под пашню. Удмуртский аналог термина деревня - гурт.

Село - это поселение, которое "осело" на своём месте уже надолго, даже навсегда. Деревни "бегают", снимаются с мест. Сёла же, как за якорь, держатся за свой храм. Без храма нет села. В широком смысле слова "село" - это ещё и весь его приход, все деревни и починки. Удмуртский аналог термина село - черкогурт. "Черко" значит "церковь".

Волость происходит от понятия "власть". "Володеть" крестьянами - значит управлять ими через волостное правление, волостной сход, "волостную расправу". В Вавоже всё это зарождалось в соответствии с утвержденным 7 августа 1797 года императором Павлом I докладом "О разделении казённых селений на волости и о порядке их внутреннего управления". Компактные волости формировались в последующие годы вместо громоздких "сотен". Их называли так по количеству входивших в них деревушек.

Деревня под названием Вавож, повторяю, вернее всего, зародилась в XVI веке. Но в принципе какое-либо поселение древних удмуртов могло быть на территории нынешнего села значительно раньше. Археологи, пожалуй, еще раскопают здесь какую-нибудь "сенсацию".

Пока же первое документальное, точное свидетельство о деревне Вавож-Можга датируется 1710 годом.

Это "Список селений вотских сотен Арской даруги ["дороги", т.е. провинции. Е.Ш.] Казанского уезда по данным ландратской переписи". (Ландратом во время Петра I именовали советника от дворян уезда при губернаторе.) Той сотней селений, в которую входил Вавож, командовал сотник, зажиточный крестьянин Обросим Плеханов. Через несколько лет его сменил Тотайка Иванов. Поначалу деревня состояла из 21 двора. Через шесть лет их стало меньше на девять. Очевидно, выгорели. В 1716 году в Вавож - Можге обитало 24 мужчины и 26 женщин, все удмурты.

Языковеды обычно трактуют топоним "Вавож" как нечто близкое выражению "устье реки Ува". "Ва" - от реки Ува. "Вож" - "устье". Здесь слияние Увы с Валой. Но могут быть и другие версии. Топонимы, как правило, таят много загадок. Возможно, например, толкование «зелёная вода». Действительно, место было болотистое, вода заросла ряской и тиной.

В прошлом, как уже говорилось, использовался и двойной топоним "Вавож-Можга". Вторая часть - древнее воршудное имя. Оно свидетельствовало о родовых связях вавожан-удмуртов.

Русские и православные позже будут предпочитать третий топоним: "Николаевское" (или «Никольское»). Это тоже имело свой смысл.

Селяне прежде называли себя вавожане и вавожанки. Очевидно, по аналогии с малмыжанами из уездного центра. А с полвека назад утвердилось: вавожцы.